Словарь

Автопоэзис (от греч. poein – достраивание, poiesis – творчество, poieo – делаю, создаю) – термин, означающий способ существования (воспроизведения, самоорганизации) социальной системы, поведение системы, которое позволяет ей самовоспроизводиться и существовать автономно; способ воспроизведения системой самой себя. Как отмечал Н. Луман, уже теория открытых систем позволила увидеть, что усиление независимости и зависимости происходит одновременно, причем одно усиливает другое. Любая открытость системы основывается на ее замкнутости. Речь идет о том, что только оперативно (самореферентно) замкнутые системы могут выстраивать высокую собственную сложность, которая затем может служить спецификации того, в каких именно аспектах система реагирует на условия своего окружающего мира, тогда как во всех остальных аспектах, благодаря своему А., она может обеспечить безразличие к окружающему миру. Воспроизведение системы может происходить в форме жизни, в форме сознания или (в случае социальной системы) в форме коммуникации. А. как самовоспроизведение, “запуская” систему, “закрывает” ее для внешней среды, обеспечивает (объясняет) ее существование. Замкнутость автопоэтических систем, по В.В. Васильковой, проявляется не в том, что они закрыты от внешней среды, а в том, что здесь нет однозначной причинно-следственной связи в виде прямого реагирования на входные воздействия. Не столько внешний стимул, сколько внутреннее состояние определяет поведение системы, используя энергию внешней среды. Автономия системы проявляется в том, что в ней рождаются свои регулярности (структуры, нормы, решения, значения, процессы). Ф. Варела формулирует два основных принципа самоорганизации, свойственной автопоэтическим системам: 1) каждая операционально замкнутая система обладает собственным поведением; 2) каждая операционально замкнутая система изменяется путем естественного “дрейфа”.

Автократия (от греч. autokrateia – самовластие, самодержавие) – система власти, форма правления с неограниченным бесконтрольным полновластием одного лица. А. базируется на жесткой иерархии; при А. власть поддерживается в основном нелигитимными методами, народ отчуждается от власти. Крайнее выражение А. – тоталитарные режимы власти.

Автономия (от греч. autos – собственный и nomos – закон, autonomia – независимость) – определенная независимость, самоуправление той или иной территории (территориально-государственного образования) в рамках государства; самостоятельность структурного подразделения в рамках организации, возможность решать вопросы управления собственной деятельностью; дистанцирование личности от социального контекста (М.А. Можейко).

Авторитет (нем. Autorität, от лат. аuctoritas – влияние, власть) – общепризнанное влияние лица или организации, основанное на опыте, знаниях, организационных, интеллектуальных, нравственных или иных достоинствах; одна из форм осуществления власти и управления, связанная с влиянием лица или организации, основанном на занимаемом положении, месте в иерархии, опирающимся на закон, нормативный акт, общественное мнение, дающим право принимать решения в значимых для отдельных лиц, групп, организаций ситуациях. Различают А. политический, административный, моральный, деловой, предпринимательский, церковный, семейный и др. Сторонники авторитаризма преувеличивают или абсолютизируют значение А.

Адаптация социальная (нем. Adaptation, от лат. adaptatio, adaptare – приспособление, приспосабливать) – процесс приспособления личности, социальной группы к условиям новой (изменяющейся) социальной среды; усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации индивида; приспособление самоорганизующихся социальных систем к изменяющимся условиям среды. Процессы А.с. направлены на поддержание и сохранение гомеостаза. Система, не имеющая “запаса адаптивности”, ненадежна и недолговечна. А.с. носит поисковый характер, включает изменение, преобразование среды; особая форма отражения социальной системой воздействия внешней и внутренней среды, заключающаяся в тенденции к установлению с ними динамического равновесия. Такое равновесие обеспечивает гармоничное соотношение системы с ее внутренней и внешней средой и развитие данной системы; приспособление системы к устойчивому неравновесию. Диалектика процесса А.с. состоит в том, что субъектами А.с. выступают адаптирующая система и адаптируемая система одновременно (субъект А.с. становится ее объектом); предметом А.с. выступают: организационная культура, в т.ч. традиции, обычаи, идеология, ценности организации, доминирующие тенденции ее развития, усваиваемые в качестве легитимных принципов организации, стиль руководства и управления, традиционное организационное поведение, изменения организации, принимаемые как необходимые и желательные. Адаптирующаяся система, изменяясь сама, преобразует окружающую среду. Появление процесса А.с. детерминируют референтные изменения среды, т.е. значимые изменения, приводящие к адаптационной ситуации с учетом фактора времени. Одновременно, по Ф. Хайеку, любую эволюцию можно представить как процесс непрерывного приспособления к случайным обстоятельствам, непредвиденным событиям, которые невозможно предсказать. Обратим внимание на предупреждение Э. Фромма: хорошая приспособленность часто достигается лишь за счет отказа от своей личности; человек при этом старается более или менее уподобиться требуемому образу поведения и может потерять всю свою индивидуальность и непосредственность. Напротив, О. Тоффлер считал, чтобы пережить или предотвратить то, что мы называем футурошоком, человек должен неограниченно развивать свою способность к адаптации.

Администрация (от лат. аdministratio – управление) – совокупность лиц, руководящих структур, институтов, осуществляющих организацию управления; орган предприятия, учреждения, организации, на которые в соответствии с законодательством возложены функции оперативного управления; институт управления. А. наделяется соответствующими властными полномочиями и ответственностью. К основным видам А. относятся: государственная, в т.ч. президентская, А.; муниципальная А.; предпринимательская А. Г. Форд считал, что по всей линии А. военный тип должен быть отменен и заменен “функционным типом”. Функционная А. состоит в таком распределении работ по управлению, чтобы каждый служащий должен был исполнять возможно меньшее количество функций. Институт А. реализует свои функции в административном управлении. Думается, вопреки довольно распространенному мнению, что административный ресурс для России – не исчерпан; административные институты управления (от муниципальной администрации до администрации Президента) вполне поддаются рационализации. Как полагает Г.В. Атаманчук, во всей российской истории вследствие геополитического положения страны и массы других и субъективных условий и факторов административные взаимосвязи, исходящие от государства и государственной власти, всегда стояли и продолжают стоять на первом месте.

Администрирование – метод управления, опирающийся на приказы, распоряжения, указания руководителя или руководящего органа, при котором решение вопросов осуществляется без вхождения в существо дела, однако формально правильно. Существенную роль при А. играют инструкции, низкая управленческая культура руководителя.

Адхократия (от лат. ad hoc – к этому, для этого, применительно к этому, специально для этого случая, для определенного случая; со специальной целью, kratos – власть) – тип организационной структуры (административной организации), характерный для современных исследовательских организаций с ярко выраженной поисковой активностью и инициативной направленностью (Г. Минцберг); структура холдингового типа, координирующая деятельность множество временных рабочих групп, возникающих и прекращающих свою деятельность в соответствии с темпом перемен в окружающей организацию среде (О. Тоффлер); власть со специальной целью (по случаю). Некоторые специалисты, в т.ч. О. Тоффлер, считают, что бюрократия имеет все основания перейти в А.; другие, соглашаясь с этим вектором развития организационной структуры, рассматривают А. лишь как разновидность бюрократии. Полагаем, что данные различия не умаляют растущей значимости этого организационно-управленческого феномена для исследователей и практики. В числе характеристик А. – отсутствие специализированных подразделений, внешнего контроля, координация путем прямой кооперации, доминирование (фактическая власть) лиц группы поддержки, потребность в людях, способных быстро переучиваться, наделенных воображением, умеющих принимать сложные оценочные решения, работать с постоянно меняющимся коллективом.

Актуализация – практическая потребность в использовании некоторых свойств социальной системы, не задействованных ранее; исследовательский прием, ставящий акцент, делающий актуальной ту или иную проблему. По А.А. Богданову, система в данный момент характеризуется данными актуализированными свойствами и структурой, но в число ее характеристик входят и потенциальные (неактуализированные) свойства и структуры, которые находятся между собой в отношении альтернативности. В кадровой работе А. используется в качестве компонента технологии (“работа с актуальным резервом”). В актуальный резерв обычно включаются первые лица в списке лиц, стоящих в резерве на ту или иную должность.

Алгоритм (от греч. algorithmi, algorithmus, первонач. – лат. транслитерация имени аль-Хорезми) – последовательные шаги, совокупность действий, правил, процедур; программа, определяющая способ поведения, исследования работы, в т.ч. мыслительной. Виды А.: общий (ритм жизни), простой (режим дня), обучающий (программное обучение), разрешающий (альтернативный выбор). Язык А.: следование, альтернатива, цикл.

Алгоритм в управлении – совокупность последовательных правил и процедур, позволяющая решить любую задачу из некоторого класса однотипных задач. Если мы сможем классифицировать, типизировать управленческие ситуации, то для однотипных задач и ситуаций единый алгоритм решения возможен. В ответ на внешние воздействия, “вызовы среды” социальная система, чтобы обеспечить свое функционирование и развитие, меняет алгоритм своей жизнедеятельности. Также поступает и человек при смене обстоятельств, возникновении стратегической неожиданности. Мы должны не только иметь определенный набор алгоритмов, но и менять их, вести поиск оптимального алгоритма в новых обстоятельствах.

Алгоритм организационного проектирования по С.С. Фролову: 1) ориентация организации относительно внешней среды (на продукт); 2) строительство “дерева целей”; 3) строительство структуры по “дереву целей”; 4) создание коммуникативной сети; 5) формирование внешней среды; 6) кадровое насыщение структур; 7) проверка на управляемость; 8) обеспечение уровня гибкости.

Алгоритм ситуационного подхода (технологическая ситуационная матрица) – последовательность операций: 1) анализ и диагностика ситуации (определение главных проблем ситуации, ее основных противоречий, доминирующих тенденций, поиск аналогов состояния); 2) реконструирование управленческого события; 3) выдвижение управленческой задачи; 4) определение факторов среды и внутренних факторов, влияющих на принятие решений; 5) разработка альтернативных курсов действий, процедур преобразования ситуации; 6) оценка каждой альтернативы, выбор (определение) наиболее соответствующей требованиям ситуации; 7) разработка конкретного курса (программа действий), который будет эффективен с точки зрения перевода данной управленческой ситуации в более благоприятную и с точки зрения решения “глобальной” управленческой задачи; 8) подготовка подстраховочного варианта.

Алгоритм социального эксперимента – последовательность операций: 1) выдвижение идеи, обоснование, построение гипотезы (научное предположение); 2) разработка концептуальной модели эксперимента; выделение фактора, определяющего экспериментальную ситуацию (независимой переменной); выделение зависимого фактора (группы следствий); определение критериев оценки эксперимента (проверка гипотезы); определение условий эксперимента; 3) разработка программы эксперимента (цель, задачи, объект, субъект, продолжительность, этапы, алгоритмы, результаты); 4) выбор и подготовка объекта и субъекта эксперимента (в параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы – контрольная и экспериментальная, в последовательном – анализируется одна и та же группа, сначала – в роли контролируемой, затем – экспериментальной. Экспериментальный объект подвергается причинным изменениям, контрольный объект (эквивалентный) этим изменениям не подвержен. Лучше иметь несколько контрольных объектов. Выбор рабочей группы и подготовка рабочей группы экспериментаторов); 5) разработка конкретного плана действий; 6) реализация экспериментальной программы (создание экспериментальной ситуации; решение экспериментальных задач; накопление опыта); 7) измерение (сравнительный анализ) независимой и зависимых переменных в динамике (эмпирическая фиксация исходного и последующего состояний экспериментальных объектов); 8) контроль и корректировка эксперимента; 9) предварительная оценка итогов эксперимента; 10) вывод объекта из экспериментальной ситуации; 11) осмысление и теоретическая интерпретация итогов эксперимента (подтверждение гипотез, прогноз, разработка теории); 12) разработка научных рекомендаций.

Алгоритмы социальные – результат социального взаимодействия, глубинная характеристика жизни социума, тесно связанная с природными циклами; последовательная смена социальных циклов, связанных с государственным и общественным устройством, развитием производства и рынка, выбором моделей организации и управления, “дрейфом” духовных ценностей, религиозными изменениями. Г. Спенсер, исследуя проблему ритмов, отмечал, что ритм возникает повсюду, где происходит борьба двух неуравновешивающих одна другую сил. По А.Л.Чижевскому, уровни и всплески социальной активности зависят также от ритмики Космоса, уровня солнечной активности. А.с. могут сопровождаться сменой социальной ориентации. В этой реальной, а не в воображаемой или желаемой жизни, управление по необходимости приобретает иной характер. Перед гуманитарными науками возникают задачи разработки таких “алгоритмов развития”, т.е. таких способов разрешения противоречий, которые выделяли бы общие составляющие в спектрах интересов различных народов и групп и были бы приемлемы для людей, живущих на разных континентах, в условиях различных политических, экономических и социальных систем (Н.Н. Моисеев). Рассуждая об А.с., заметим, что многие социальные параметры не поддаются алгоритмизации.

Альтернатива – необходимость единственного выбора из взаимоисключающих возможностей, тенденций, сценариев социального развития; компонент стратегического управления, связанный с принятием решений в условиях непредсказуемости, эмерджентности вызовов среды (выбор решения). Для сложных систем существует, как правило, несколько альтернативных путей развития.

Аномия (от франц. anomie – отсутствие закона, организации) – ситуация, при которой социальные нормы более не определяют поведение индивида (Э. Дюркгейм, Э. Гидденс); понятие, введенное в научный оборот Э. Дюркгеймом для обозначения ситуации, близкой к социальному хаосу, в которой индивид или социальная группа не в состоянии интегрироваться со стабильными институтами социума; состояние общества или сообщества, при котором неустойчивость социальных императивов приводит к тому, что большинство населения оказывается “вне” общества, вступает в конфронтацию с его нормативными предписаниями; отрицание значимых норм доминирующей культуры; социальное отклонение. Теория социальной А. как социологическая теория причин преступности предложена Р. Мертоном. А. выступает как следствие процессов, происходящих в социальной структуре, которая понимается и как социально-психологическая категория. Нарушение равновесия между целями и средствами как фазами социальной структуры служит основанием возникновения состояния А.

Антикризисная личностная стратегия – стратегия жизни и деятельности человека, управления кризисными ситуациями. Цели и действия по реализации А.л.с.: 1) управление качеством собственной жизни, обеспечение устойчивого развития, 2) выбор стратегий, адекватных изменяющейся жизненной ситуации, 3) продиагностировать (оценить) развитие ситуации по фазам (предкризисная, кризисная, послекризисная); перевести кризисную ситуацию в менее угрожающую, более благоприятную; выбрать для этого соответствующие методы и формы; снизить риски возможных негативных последствий кризисного развития. Средства: методы и формы воздействия; ресурсное обеспечение; выбор тактик реализации стратегии. Условия: среда как совокупность факторов (внешняя, внутренняя; природная, социальная, духовная, технологическая и др.); деятельность других людей, других социальных субъектов; осознание необходимости, наличие воли.

Антропный принцип – устанавливает зависимость существования человека как системы и космического существа (объекта) от физических параметров Вселенной. Мы и существуем на основе выделенности веществ и процессов в мире (С.П. Курдюмов). Антропные характеристики Вселенной говорят о принципиальной возможности естественного существования множества миров, в которых воплощаются самые различные комбинации физических параметров и законов (В.С. Вязовкин).

Аппарат управления – совокупность институциально организованных работников, непосредственно осуществляющих повседневную исполнительно-распорядительную деятельность по проведению в жизнь стратегии организации, принятых решений. В разные времена, при различных формах и моделях власти и управления роль А.у. была достаточно высокой, доходящей до оценки “власть аппарата”. Парадоксально, но факт: высшие руководители и граждане чаще всего бывали недовольны А.у. Аппарат платил тем и другим той же монетой. Институциальной основой А. государственного управления Российской Федерации являются федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Федерации. К ключевым проблемам развития А.у. в государстве, муниципальной жизни, предпринимательстве относятся недостаточный профессионализм, неадекватный нынешним российским условиям стиль деятельности, ориентация “на начальника”, а не на граждан, потребителей, пользователей.

Архетип (от греч. arche – начало и typos – образ, образец) – структурный элемент коллективного бессознательного начала, лежащего в основе всех психических процессов и переживаний, символики фантазии, верований, сказок, сновидений (К. Юнг); идея, прообраз вещи, первичная форма. Из А., как кирпичиков, возводятся такие “здания”, как мифы, организационная культура, государственная идеология. А. бессознательного на уровне подсознания становятся “строительной площадкой” всех наших идей, моделей, проектов. Возможно, тайна сверхсознания (интуиция) также граничит с пониманием А. коллективного бессознательного. А. принадлежит к глубинным аттракторам человеческого поведения и действия.

Асоциальное – межчеловеческое и институциальное взаимодействие с использованием нелегитимных методов и форм с негативными последствиями для субъектов взаимодействия; социальное взаимоНЕсодействие, индивидуализм, безразличие к другому человеку; редукция жизнедеятельности с уровня социальных отношений на биологическое существование и взаимодействие.

Ассимиляция (от лат. аssimilatio – уподобление, слияние, усвоение) – слияние одного народа с другим с утратой (частичной утратой)одним из них своего языка, культуры, национального самосознания; принятие группы меньшинства большинством населения, в ходе которого меньшинство воспринимает ценности и нормы господствующей культуры; процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Различают естественную и насильственную А.

Ассоциация (от позднелат. аssociatio – соединение) – добровольная организация людей на основе какого-либо объединительного принципа. Например, профессиональная социологическая ассоциация (ПСА), А. фермерских и крестьянских хозяйств; связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое (А. по сходству). В формальной социологии – все типы социальных взаимодействий, ведущие к интеграции общества, в противоположность диссоциации, результатом которой является общая дифференциация.

Ассоциация предпринимательская – некоммерческая организация, состоящая из добровольно объединившихся компаний, создаваемая для содействия бизнесу (лоббирование интересов; защита интересов компаний – членов ассоциации в законодательных, исполнительных и судебных органах на федеральном, региональном и местном уровнях; разработка общих стандартов; подготовка руководителей и специалистов; проведение выставок, ярмарок; соблюдение этических норм).

Аттрактор (от лат. аttrahere – привлекать, притягивать) – область притяжения, притягивающее множество, устойчивая область решения, “потенциальная яма”, из которой система сама не выйдет; устойчивое состояние, на которое “выходит” система и в рамках которого некоторое время функционирует; предельное состояние, достигнув которого, система уже не может вернуться ни в одно из прежних состояний (В.П.Бранский); реальные структуры в пространстве и времени, на которые выходят процессы самоорганизации в открытых нелинейных средах (С.П. Курдюмов). По С.П. Курдюмову, структуры – аттракторы выглядят (подчеркнуто мною – В.К.) как цели эволюции, являются “целеподобными”; “проявившийся из будущего вектор последующих изменений” (В.С.Капустин). А. дают новое, фундаментальное представление о ходе времени, об изменении процессов, о связи пространства и времени. Приобретают значимость явления уровней А. (для социума, организации и т.д.), типы и виды А. На одной из научно-методических конференций в Российской академии государственной службы при Президенте РФ в числе А., формирующих структуру сознания, была выдвинута идея исследовать “семантический” А. Основные типы А.: социальный А. (например, идеал); управленческий А. (например, в понимании значимости альтернативных решений); личностный А. (например, в ориентации на другого человека). Для многих сверхсложных социальных систем (социум, общество, социальный класс и др.) использование понятия “цель” становится проблематичным, как и сама возможность “управления социумом” и “управления обществом”. В этом случае с помощью понятия “аттрактор” гораздо точнее и корректнее могут быть объяснены социальные изменения. Различают особый тип А. – странный А., связанный с хаосом, отличный от состояний равновесия, строго периодических колебаний, характерный тем, что хотя к нему и “притягиваются” решения, но ведут себя “странным” – случайным – образом, разбиваясь на бесконечное множество траекторий. По В.П. Бранскому, странным А. может стать предел деирархизации социальной системы. По В.С. Капустину, явление А. в социальной системе можно определить и как “угадывание” управленческих решений, как такое будущее состояние изменяющейся системы, которого еще не знает настоящее, но прошлое уже там присутствует и распоряжается. Познать А., значит создать условия для прогнозирования развития, моделирования поведения и оптимального управления процессом. С.П. Курдюмов так описывает действие А.: у каждого А. есть область притяжения. Будущее отбирает из настоящего те элементы, которые выживут. Но есть еще не только поиск А., но и поиск перехода от простых А. к сложным А. Ставится задача – обнаружить спектр форм, области притяжения в этих А. В психологии возникло понятие “аттракция”, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого как возможного начала возникновения взаимной привлекательности.

Бессистемность в управлении – отсутствие системы в управленческой деятельности, преобладание второстепенных вопросов в решении управленческой задачи, метода “проб и ошибок”, дублирования, неэффективное решение самой задачи. При этом каждый компонент ее решения может быть реализован, однако нерешенность хотя бы одного из них или задержка его решения во времени может нарушить алгоритм деятельности и сорвать всю управленческую задачу. Б.в.у. может относиться и к процессу анализа причин, хода, последствий событий, процессу контроля, корректировки управления, и к процессу подготовки управленческих кадров.

Бессознательное социальное – вытесненные сферы, свойственные большинству членов общества и содержащие то, что данное общество не может позволить своим членам довести до осознания (Э. Фромм); бессознательный характер поведения людей, доминирующая совокупность психических процессов, всегда преобладающая в толпе и управляющая “коллективной душой” толпы (Г. Лебон). По З. Фрейду, борьба Б. и сознательного (сознания) есть одна из атрибутивных и базисных основ психической деятельности и поведения человека. По К. Юнгу, коллективное Б. имеет не индивидуальную, а всеобщую природу, репрезентирующую опыт предшествовавших поколений людей. Содержанием коллективного Б. являются, в основном, архетипы – наследуемые всеобщие образцы, символы, стереотипы психической деятельности и поведения. Социальную природу происхождения человеческой психики обосновывал и Э. Дюркгейм, предложивший термин “коллективные представления” для обозначения компонентов системы знаний, мнений, норм поведения, сложившихся в социальном опыте.

Бифуркация (от лат. вifurcus – раздвоенный) – точка “ветвления”, в которой неравновесная система выбирает один из путей своего дальнейшего развития в момент структурных перестроек; состояние в процессе организационных изменений, не имеющее однозначно предсказуемой тенденции развития; существенное изменение при слабом воздействии. Б. – это всегда внезапность, неожиданность, “прерыв” непрерывности. Точка Б. соответствует состоянию крайне неустойчивого равновесия системы, из которого систему может вывести даже бесконечно малое воздействие. В современном управлении данный факт послужил методологическим основанием для выдвижения модели “управление по малым (слабым) сигналам”. По И. Пригожину, в точке Б. случайность “подталкивает” то, что остается от системы на новый путь развития, а после того, как путь (один из многих возможных) выбран, вновь вступает в силу детерминизм – и так до следующей точки Б. Наиболее вероятный вариант поведения системы после бифуркации – выход ее на новую структуру. В социосинергетике точкой Б. является область бифуркации.

Будущее – предполагаемое состояние человека, социальной системы, мира, сознания, культуры; время и события, следующие за настоящим (С.И. Ожегов), все то, что будет впереди (В. Даль); компонент характеристики “стрелы времени” (И. Пригожин.). По Е.Н. Князевой и С.П. Курдюмову, Б. и прошлое в сложной эволюционной структуре наличествуют сегодня, присутствуют на равных правах с настоящим. Б. конструктивно и активно. Не из всего, что угодно, может быть построено данное предполагаемое будущее состояние. Б. ведет отбор тех элементов настоящего, которые конгруэнтны, подобны возникающему Б. Завтра есть причина сегодня, ибо оно формирует сегодня, видя в нем требующие синтеза “обломки будущего”. Б. закрыто лишь отчасти, ибо преддетерминированы возможные формы (структуры) организации и пути к ним. Б. открыто, ибо то, какая из этого спектра возможных структур возникает сейчас, в момент данной неустойчивости, определяется случайностью, флуктуациями, хаосом на микроуровне. От самих людей, их организационной культуры зависит, сможем ли мы осуществить “мягкую посадку” или нас ждет “шок от будущего” (О. Тоффлер). Современное управление не может не учитывать неоднозначность Б., факторы детерминации эволюционных процессов из Б., способы опережающей адаптации социальной системы к будущим изменениям. При этом, чем разнообразнее система, тем более она устойчива к парадоксальному и многовариантному Б. Синергетика может стать новой методологической основой для современных исследований Б. (В.Д. Поремский), предлагает принципиально новый подход к исследованию Б., исходя из понимания структур – аттракторов эволюции сложных систем (С.П. Курдюмов).

Бытие социальное — основа существования социального, совокупность всего сущего, социальный мир в целом; независимое от социального сознания существование объективного социального мира, материальной жизни людей. Еще Парменид выделял единство мысли и бытия; следует отметить единство социальной мысли и Б.с.
Бюрократизм – деформация административного управления, “обратная сторона” бюрократии как системы власти и управления; концентрация власти в корыстных целях в руках аппарата; формальный стиль управления. По В.Г. Смолькову, Б. включает: 1) замкнутый, действующий по законам иерархии, жесткий механизм власти, стоящий над законом и волей членов общества; 2) извращенную государственность в угоду отдельным лицам или социальным группам; 3) коллективный эгоизм работников аппарата управления, проявляющийся в преобладании их специфических интересов над интересами представляемых ими социальных групп и общества в целом.

Бюрократия (от франц. вureau – бюро, канцелярия и от греч. кratos – власть, господство; букв. господство канцелярии) – система власти, где господствующие позиции занимают аппарат, чиновник; тип административной организации управления, характеризуемый строгим определением задач и обязанностей каждого звена организации, иерархией, регламентацией, формализацией, дисциплиной, ответственностью; универсальная форма социальной организации. По М. Веберу, нынешняя цивилизация не смогла пойти дальше рациональной Б. (идеальной Б.). Существуют также: традиционная (иррациональная) Б., основанная на абсолютном подчинении власти чиновника, способу его жизнеосуществления, и харизматическая Б., основанная на мнениях об исключительной одаренности, мудрости, “святости” лидера, руководителя. В супериндустриальном обществе Б. будет постепенно вытесняться адхократией.

Вариативность – изменчивость; многосущностный подход к действительности, опирающийся на изменчивость истин, несводимость качественных характеристик объектов, возможность существования спектра структур, которые могут актуализироваться в будущем. В. широко используется в футурологии, социальном проектировании, социальном управлении, самоменеджменте (варианты проектов; варианты решений; прогнозируемые варианты последствий; возможные сценарии социального развития; сценарии жизни и деятельности человека).

Ведомство (от санскр. veidan – знать, древнерус. ведать) – центральный орган государственного управления, предназначенный для руководства отдельными сферами (областями) деятельности или совокупностью учреждений, предприятий, организаций. К В. относятся государственные комитеты, главные управления при правительстве, инспекции и др.

Вектор социальный (от лат. vector – несущий) – результат от сложения социальных действий, сил, тенденций; направление социального развития, исследования, создающее векторное поле, векторное пространство; характеристика государственного, партийного и предпринимательского развития.

Вера – опирающаяся на верификацию (проверку) уверенность в истинности и полезности тех или иных идей, фактов, явлений, отношений, поступков; принятие за истину тех или иных идей, теорий, идеологий без научного доказательства (религиозная В., эзотерическая В.). Люди будут продолжать верить в то, во что они хотят верить. В. определяет отношение индивида к окружающему миру, его сознание и поведение, играет важную роль в структуре общественного и индивидуального сознания, в формировании личности (Е.Д. Руткевич). Таким образом, не бывает людей не верующих: только одни верят в Бога, другие – в потусторонние космические силы, третьи, например, в доброту, справедливость, действительно человеческие отношения. Для многих людей вера, что “Бог не покинет меня даже в смертный момент”, помогает в реальной жизни преодолевать трудности, равно как и вера в правое (“правильное”) дело, в неизбежную “конечную” справедливость, в помощь и поддержку других людей.

Вероятность – мера возможности появления некоторого события при определенных условиях. В. возникает в результате альтернативного описания динамики, возможного лишь для “сильно” неустойчивых динамических систем; становится объективным свойством, порождаемым внутри динамики и отражающим фундаментальную структуру динамической системы. Управление опирается на вероятностные процессы, складывающиеся на их основе законы-тенденции, законы-случайности.

Верховенства закона принцип – высший принцип открытого общества, правового государства, выражающий приоритет закона перед другими социальными установлениями; принцип взаимоотношений между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, между государством, другими институтами и гражданином. Для российского менталитета издавна характерно недоверие к закону (“закон, что дышло, куда. повернешь, туда и вышло”), что выразилось в известной формуле, воспринимаемой как императив: жить по Закону или по совести?

Взаимодействие – объективный и универсальный способ движения, развития, определяющий существование и структурную организацию любой материальной системы; взаимная обусловленность. По Г. Хакену, В. является ключевым понятием для синергетики, которая, по сути, есть учение о В., о кооперативных, когерентных феноменах, проявляющихся в поведении сложных нелинейных систем. Ф. Энгельс полагал, что наука не пойдет дальше изучения В.

Взаимодействие социальное – взаимоСОдействие, взаимоНЕсодействие, взаимоПРОТИВОдействие; система социальных действий, связанных цикличной причинно-следственной зависимостью; совокупность социальных действий, изменений и преобразований, которые осуществляют социальные общности для поддержания своей целостности, устойчивости, жизнеобеспечения в отношениях с другими социальными общностями и природой; характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, т.е. отношений, различающихся по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям) (Г.В. Осипов). Смысл рассмотрения В.с. раскрывается при условии его включения в некоторую существенную социальную деятельность, например, социальное управление. Применительно к государственной службе В.с. означает: 1) взаимодействие государственной службы и политической власти; 2) взаимодействие государственных служащих аппарата трех ветвей власти – законодательной, исполнительной, судебной; 3) взаимодействие государственной службы федерального и регионального уровней; 4) взаимодействие государственной службы и институтов гражданского общества и, в первую очередь, с институтом муниципальной службы; 5) взаимодействие государственной службы и граждан России.

Взаимодействие управленческое – взаимодействие между субъектом и объектом, между объектом и субъектом управления; между субъектом управления и средой; межсубъектное и межобъектное взаимодействие. Компонентом В.у. выступает внутри- и межорганизационное взаимодействие.

Виртуальность ( от лат. virtualis – возможный) – аспект становления реального бытия; объект или состояние, которые реально не существуют, но могут возникнуть при определенных условиях (Г.И. Рузавин). “Ничто из того, что мы воображаем, не является абсолютно невозможным” (Д. Юм). Виртуальная реальность, характеризующая состояния сознания, отличается от реальности объективной; связана с проблемами внутренней активности материи. По В.С. Егорову, Интернет представляет собой в известной мере самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему. Раз возникнув, Сеть “порабощает” пользователя, поскольку экран компьютерного монитора становится как бы частью его мозга. Это ведет к отрыву сознания от реальности, открывая дорогу виртуальному миру и виртуальному сознанию. И, думается, это не просто издержки начального этапа становления Всемирной паутины, а и ее сущностный признак.

Власть – функция руководства, необходимый компонент жизнедеятельности социальной системы; зависимость между людьми, определенная интересами; сила, вышедшая из столкновения интересов и потребностей; способность субъекта воздействия осуществить свою волю (определяющее воздействие) по отношению к объекту, закрепленная социальными отношениями возможность для субъекта настаивать на своем. В. “есть присвоение чужой воли” (Г. Гегель). В. выражает право на управление; управление же в свою очередь это прежде всего управление интересами. Виды В.: экономическая, политическая, духовная, государственная, муниципальная, семейная и т.д. Например, политическая В., по К. Марксу, – совокупность политических институтов, посредством которых одни социальные группы (классы) получают возможность навязывать свою волю другим и действовать в соответствии с общими интересами. Государственная В. – практическое осуществление государством как институтом организации жизни социума, суверенитета народа, реализации его коренных жизненных интересов.

Воздействие управленческое – действие субъекта социального управления, вызывающее изменение состояние управляемого объекта; обратное воздействие объекта социального управления на управляющую систему; субъектно-объектное взаимодействие.

Волюнтаризм (от лат. voluntas – воля) – социально-политическая, в том числе управленческая, практика, основанная на произвольных решениях тех или иных лиц или органов власти и управления, не считающаяся с объективными законами и особенностями ситуации; стремление социально-активных индивидов и общественных групп к преодолению системно-устойчивых параметров и характеристик исторического процесса (М.А. Можейко); направление в философии, рассматривающее волю первоосновой и высшим принципом при объяснении социальных процессов. В. в управлении тесно связан с профессиональным невежеством, низкими организационной и общей культурой руководителя.

Воспитание – вид социальной практики, единство процесса целенаправленного внешнего воздействия и самовоспитания; соединение обучения с производительным трудом, при этом “труд не сам по себе, а коллективный труд влияет на личность и формирует ее качества” (К.К. Платонов); взаимодействие между субъектом и объектом социокультурного воздействия; “столкновение человека с жизнью” (И.М. Сеченов); целенаправленное развитие и саморазвитие человека и коллектива, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества и государства. Способы В.: образование как процесс и обучение; специальная организация жизнедеятельности; мотивирование и стимулирование; реализация воспитательных программ институтов; эстетическая организация предметной среды. В. дополняется самовоспитанием. Логика процесса самовоспитания: чем я был? что я сделал? чем я стал? (С.Н. Рубинштейн). Социальной педагогике под давлением асоциальных обстоятельств вновь придется обратиться к опыту А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, других мастеров педагогического эксперимента. Государство же нуждается в обретении сильной молодежной политики, соответствующих социальных механизмов, в т.ч. молодежных движений и организаций.

Время социальное – атрибутивная форма бытия социальной материи; социально ценностная характеристика времени, его наполненность социальными смыслами и значениями, ускорениями, социальными возможностями и стандартами; время человеческого бытия, “осознанная процессуальность социальной жизни” (М.А. Можейко), осевое время – понятие, введенное К. Ясперсом; динамика (последовательность) развертывания социального процесса, его фаз и этапов, смены событий; переживание событий “за спиной у человечества” – не прямая линия детерминированной событийности, уходящая за горизонт прошлого, а пространство случайным образом реализованных альтернатив (В.С. Капустин). В.с. “это некоторая конструкция и, следовательно, несет некую этическую ответственность”; “проблема времени всегда привлекала нас, и мы всегда были убеждены в том, что происхождение необратимости коренится в проблеме неустойчивости” (И. Пригожин, И. Стенгерс); сказывается на определении социальной миссии организаций, содержании смысла и качества жизни граждан. Время, по Э. Дюркгейму, может нарушить равновесие, которое стремится установится, и создать новые условия существования, к которым человек способен приспособиться, только изменяясь. Возможные характеристики В. с.: время выбора и принятия решений; время культуры, инициативы и ответственности; время событий (“сеять и собирать камни”). К его параметрам относится бюджет времени – система социальных показателей, характеризующая распределение времени по видам и качеству его использования. В. с. дополняет собственное время индивида, личности. А.С. Панарин, основываясь на опыте глобального политического прогнозирования, выдвигает принцип дискретности пространства-времени, означающий, что в точках бифуркации образуются предпосылки качественно новых состояний, дающих качественно иное будущее; существует как прошлое, настоящее и будущее. В.с. характеризует последовательность социальных действий, деятельности социальных субъектов; выступает как мера социальной жизнедеятельности; находится в неразрывном единстве с социальным пространством. По И. Пригожину, сегодня происходит переосмысление времени, осмысление “стрелы времени”, “сжатие исторического времени”, показывающее, как происходит изменение масштаба человека (С.П. Капица), т.е. изменяются способ жизни человека, его идеология, ценности, распадаются многие социальные структуры. Человечество переходит в качественно иное состояние: как человеку найти свое место в этой жизни? Каковы возможности адаптации, и есть ли пределы в ней? В.И. Аршинов, рассуждая о системном подходе и синергетике, полагает, что синергетика вносит в системный подход прежде всего новое понимание времени, переоткрывая его (И. Пригожин) и придавая системному подходу новое качество темпоральности как коммуникативной, кольцевой взаимосвязи многообразия различных времен. Это многообразие включает обратимое время механики Ньютона, “квазилейбницевское” (Н. Винер) время обмена сигналами в теории относительности Эйнштейна, необратимое время становления порядка из хаоса, в котором, согласно И. Пригожину, возникает “стрела” времени, вместе с этим и представления о времени, возникшие в разных культурах: историческое время человеческой цивилизации и, наконец, время Бергсона – время переживания субъективного опыта человека. Со В.с. тесно коррелирует феномен духа времени (объективный дух, по Гегелю), действующий во всех единичных явлениях некоторой эпохи. Социальный механизм подобного действия раскрывает Гете: «Если какая-нибудь сторона выступает наиболее сильно, овладевая массой и торжествуя над ней, так что при этом противоположная сторона оттесняется на задний план и затеняется, то такой перевес называют духом времени, который определяет сущность данного промежутка времени». Понятие Ренессанса, Реформации, Просвещения – не просто события определенных периодов в истории, это также сущность этих событий (В.Г. Федотова).

Выбор – самоопределение человека в отношении целей, принципов, решений, средств, действий; результат процесса социального познания. По Гегелю, осуществляя выбор, человек утверждает себя в качестве человека; “человек осуществляет свой собственный проект” (Ж.-П. Сартр).

Вызовы среды – мощное воздействие внешней среды на социальную систему, представляющее угрозу для ее существования, требующее коренной реорганизации, диверсификации деятельности, качественных изменений в организационной культуре. На пороге нового тысячелетия наибольшую опасность представляют В. и угрозы экологической среды обитания, технологической среды, социальной, в т.ч. социально-политической и криминальной среды. В. с. – мощный природный, технологический и социальный компонент развития (внешний источник), понуждающий социальную систему к действию. В стратегическом управлении широко используется метод проектирования внешней среды, позволяющий социальной системе эффективно действовать в ситуации вызовов и угроз со стороны внешней среды.

Гарантии социальные – обязательства государства, общества, организации перед гражданином, выраженные в принципах социальной политики, законах и законодательных установлениях, социальных договорах и иных социальных актах; материальные и юридические средства, обеспечивающие реализацию конституционных социально-экономических и социально-политических прав членов общества (А.Д. Налетова). К основным Г.с. относятся: право на труд, отдых, жилище, образование, медицинскую помощь, социальное обеспечение.

Генезис (от греч. genesis) – происхождение, становление и развитие, результатом которого является данное состояние изучаемого объекта. В социальном управлении, организации и самоорганизации существенный интерес для исследователя представляет Г. социальной программы наследования, взаимодействие социальной и генетической программ.

Генезис социальных систем – определяется развитием социальной формы движения материи. Эволюция социальных систем, качественно отличаясь от эволюции природных систем (создание искусственных структур, наличие осознанных целей, духовно культурных ценностей, социальных программ наследования опыта и др.), идет по тем же законам целесообразности, функционального приспособления. По Л. Моргану, общество проходит три стадии развития: дикость, варварство, цивилизацию. По К. Марксу, развитие общества представляет собой закономерную смену на основе развития производительных сил общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической. В. Парето, создавая свою циклическую теорию общества, рассматривает социальные изменения как чередование этапов отклонения от равновесия и возврата к равновесию (оптимуму), где цикл – смена состояний: достижение равновесия, дестабилизация, потеря равновесия, новое равновесие.

Гиперустойчивость – состояние системы, возникающее при растущей энтропии. В ситуации Г. невозможны флуктуации, система теряет свою поисковую активность, излишнее разнообразие изгоняется. Утверждается стиль деятельности по стереотипу, команде. Власть все более отдаляется от граждан, работников. Режим Г. – это преддверие катастрофы, приближение к критической точке гомеостаза.

Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение) – форма развития науки; идея, предположение, выдвигаемые в качестве основы для дальнейшего исследования, для объяснения какого-либо явления и требующие верификации (проверки); предполагаемый в режиме интуитивного опережения теоретический результат исследования; фундаментальное суждение о закономерной (причинной) и иной связи явлений; вероятностное предположение, истинность которого недоказуема при современном состоянии знаний.

Гистерезис (от греч. hysteresis – отставание, запаздывание) – отставание во времени реакции социального объекта от вызывающего ее внешнего воздействия; зависимость качества изменения системы от условий прошлого, запаздывание в изменении состояния системы, определяемое условиями данного момента и обстоятельствами неведомого нам прошлого; запаздывание события, поскольку система “помнит” предшествующие состояния и замедляет вследствие этого выбор, решение; память системы о прошедшей катастрофе, необратимость ее истории (В.Г.Буданов). Очевидна связь Г. и традиции. В управлении есть возможность “снятия” Г., например, связанного с ценностями, идеалами; расхождение в направленности взаимодействия социальных систем (“петля гистерезиса”). Если трудно предвидеть будущие тенденции, то можно предсказать на основе реконструкции прошлого реакцию населения, граждан на грядущие изменения. Первоначальные отклонения, не таившие казалось бы угрозы, могут со временем разрушить систему; “завершение процесса определяется тем, как он был начат” (Дж. И. Джексон). Прошлое может доминировать в настоящем.

Глобализация (от лат. globus – шар) – придание чему-либо глобальных масштабов, глобального характера; усиливающаяся взаимозависимость мирового сообщества; присущее атрибутивно человечеству стремление выйти за пределы данной культуры, на связь с другой культурой (естественная Г.); стремление страны, группы стран, религиозной конфессии, иных социальных субъектов навязывать другим свои паттерны, “предзадавать” свои ценности (К.Х. Делокаров); реализация глобальной системы управления. Среди дополнительных смыслов Г. – глобализация как этап в развитии теории, научной дисциплины, когда из разрозненных исследований создается все более уплотненная исследовательская программа (И. Лакатос), имеющая отчетливо междисциплинарный характер. Представители новой концепции пытаются показать ее универсальность и возможность распространения на ряд областей, прежде не принадлежавших к сфере их исследований (В. Крон, Г. Кюпперс, Р. Паслак). Следовательно глобальные проблемы – это проблемы, от решения которых зависит будущее всего человечества, выживание человечества как биологического вида на планете. Решение этих проблем требует признания приоритета общечеловеческих ценностей, “изменения смысла самой культуры” (Н.Н. Моисеев). В.К. Егоров обосновывает необходимость различать цивилизационный и культурный ракурсы проблемы глобализации; культуру, и только культуру, следует считать и добротным, проверенным двигателем процесса Г., и хорошим, надежным средством сдерживания от ускорения движения к пропасти. Глобальные проблемы вызывают Г. как ответ на них (Е.Н. Князева). “Человечество, вступающее в эру глобализации, не может уже дольше обходиться без общего этического кодекса” (Иоанн Павел II).Процессы Г. в России привели к созданию общенациональных компаний и транснациональных корпораций (“ЛУКОЙЛ”, “ЮКОС”, “Газпром” и др.). Г. – объективное явление, как и всякий социальный феномен содержит основания для различных, в т.ч. альтернативных, оценок. Процессы Г. в тех формах, которые сегодня преобладают, натолкнулись на мощное сопротивление антиглобалистов.

Гомеостаз (от греч. homoios – подобный, одинаковый и stasis – состояние, неподвижность) – свойство системы поддерживать во взаимодействии со средой свои параметры и функции в определенном диапазоне, основанное на устойчивости внутренней среды системы по отношению к возмущающим воздействиям внешней среды. Н.Н. Моисеев, говоря о тенденции живого к сохранению своего Г., имел в виду стремление живой системы расширить границы возможностей своего существования. Это может быть достигнуто двумя путями. Во-первых, система может так изменить свои собственные характеристики, чтобы стать способной существовать в более сложных внешних условиях, т.е. расширить область собственного Г. за счет своих потенциально ей присущих возможностей. Во-вторых, система, чтобы отодвинуть опасную границу, может в определенных пределах изменить свою внешнюю среду, т.е. изменить ее параметры. Применительно к обществу Н. Луман обосновывает необходимость “социологического выбора”: сохранить ли понятие Г. с перспективой усовершенствованной интеграции (счастье, солидарность и др.) или рассматривать эту проблему как проблему сложности (непредвиденные обстоятельства, риск и др.). Первая возможность приводит нас к принятию региональной концепции общества как рамки, схемы для улучшений, вторая – рекомендует начать с концепции мирового общества, чтобы определить проблемы, которые, возможно, придется решать регионам политическими или иными средствами, исходя из общей, глобальной ситуации, складывающейся в мире. Структура – это основной гомеостат системы, который, являясь наиболее устойчивым системным компонентом, удерживает изменения в пределах заданного диапазона. Обратим внимание и на то, что, по В. Франклу, принцип гомеостаза не может служить достаточным основанием для объяснения человеческого поведения. В частности, этот подход оказывается слеп к таким феноменам человека, как творчество, устремленность к ценностям и смыслу.

Город – населенный пункт, отнесенный законодательством к категории Г., обладающий значительной численностью населения, промышленным (несельскохозяйственным) производством, развитым потреблением на основе рынка. С социологической точки зрения Г., по М. Веберу, это настолько большое поселение, что в нем отсутствует специфическое для общества соседей личное знакомство друг с другом. Рассматривая Г. как своеобразный организм, как “собирательную личность” со своей биографией и душой, исходя из понимания цикличности процесса регионализации, Л.В. Митрошенкова выделяет следующие исторические этапы становления Малоярославца, одного из малых городов России, отмечающего свое 600-летие: 1) “Город – военное укрепление” (XII, конец XIV в. – до середины XV в.); 2) “Торговый город” (середина XV – третья четверть XVI вв.); 3) “Притрактовый город” (третья четверть XVI – конец XVIII вв.); 4) “Уездный город, город памяти 1812 года” (XIX в.); 5) “Город у железной дороги” (XX в.); 6) “Город индустриальный” (XXI в.).

Государственная служба – административный институт реализации функций государства; профессиональная деятельность государственных служащих по обеспечению исполнения полномочий государственных органов; способ профессиональной организационно-управленческой деятельности. Виды российской государственной службы: гражданская, правоохранительная (специальная), военная. Федеральная программа реформирования государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы) предусматривает решение следующих задач: создание условий для оптимального организационно-правового обеспечения государственной службы; определение обязанностей, полномочий и мер ответственности государственных служащих на основе должностных (служебных) регламентов; внедрение новых методов планирования, финансирования, стимулирования и оценки деятельности государственных служащих, рациональное использование ресурсов в системе государственной службы; обеспечение открытости государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства; применение эффективных методов подбора квалифицированных кадров для государственной службы, оценки результатов служебной деятельности государственных служащих, а также создание условий для их должностного (служебного) роста; реализация программ подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих; внедрение механизмов выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе, а также законодательного регулирования профессиональной этики государственных служащих; создание оптимальных материально-технических условий для эффективного функционирования государственной службы и исполнения государственными служащими своих должностных (служебных) обязанностей; обеспечение развития системы управления государственной службой.

Государственной службы концепция – ведущий замысел, система доказательств, исходные, основополагающие идеи, основанные на понимании государственной службы как института реализации функций государства, связующего звена между государством и гражданином, как государственно-правового и социально-административного института, действующего на профессиональной основе, как одного из механизмов управления процессами выхода России из кризиса. В юридическом аспекте Г.с.к. – это осуществление должностных полномочий по реализации целей и функций государства в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и иными правовыми актами, принимаемыми в стране. Содержание Г.с.к. зависит от изменения существующих представлений о государстве, государственности, российском социуме. Фундаментальные проблемы Г.с.к. связаны с исследованием процессов государственного управления, кадровой политики, деятельности госаппарата, взаимоотношений с негосударственной (общественной) службой, анализом уровней, ветвей и структур государственной власти и предполагают смену приоритетов, постановку новых задач, переход к современным принципам организации и способам деятельности.

Государственный служащий – гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации; служащий государственного органа власти и управления, предоставляющий гражданам и институтам государственные социальные услуги.

Государство – институт организации жизни, удовлетворяющий общие потребности (в отличие от институтов гражданского общества, основанных на частном интересе). Выступает как способ организации жизни, орудие политической власти, механизм согласования интересов личности, социальных групп, классов. Появление Г. становится важной вехой истории человечества, поскольку централизация политической власти, присущая государственным образованиям, вводит новую динамику в процессы социальных изменений (Э. Гидденс). Основные признаки Г.: 1) наличие особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции государственной власти; 2) наличие права, закрепляющего определенную систему норм, санкционированных Г.; 3) наличие определенной территории, на которую распространяется юрисдикция данного Г. Основные функции Г.: организация, управление, сохранение, упрочение и развитие социума, упорядочение его структуры и деятельности; повышение уровня и качества жизни граждан. По Конституции Российская Федерация есть демократическое, федеративное правовое государство с республиканской формой правления, социальное и светское. Возможная эволюция российского Г. в направлении устойчивого развития станет детерминантой выбора концепции и модели государственной службы.

Государство демократическое – тип (характеристика) государства, основанный на признании народа в качестве первоисточника государственной власти, реализации общих интересов граждан, реальном участии граждан в управлении государством (Конституция Российской Федерации определяет государство как демократическое).

Государство правовое – тип (характеристика) государства, основанный на качественном изменении системы социальных норм и отношений, охраняемых и поддерживаемых государством. Данная система с помощью государства приобретает необратимый и доминирующий характер. В системе обусловливающих право факторов государственная власть играет конституирующую роль: социальные нормы и отношения получают общеобязательный характер, становятся юридическими. В Г.п. господствует принцип верховенства закона, а основой законодательства служат естественные права человека и гражданина, провозглашенные Генеральной Ассамблеей ООН во “Всеобщей декларации прав человека”. Г.п., гарантируя права и свободы, предусматривает административную и гражданскую ответственность. (Конституция Российской Федерации определяет государство как правовое).

Государство светское – тип (характеристика) государства, основанный на отделении церкви, конфессий от государства, реализации общих потребностей и интересов как верующих граждан, так и граждан, не верующих в бога, божественные и иные силы, выступающие в роли демиурга человеческой судьбы. (Конституция Российской Федерации определяет государство как светское).

Государство социальное – тип (характеристика) государства, ориентированный на гражданина, обеспечение высокого уровня и качества жизни народа, эффективное взаимодействие с институтами гражданского общества. Экономической основой Г.с. является регулируемая социально-ориентированная рыночная экономика. По Л. Эрхарду, автору концепции Г.с., экономические концепции и социальные уклады всегда были и будут подвержены изменениям, однако, вечной остается цель экономической деятельности – служить и содействовать благосостоянию людей. Наилучшим, вопреки всяким догматам, является такой экономический строй, при котором экономические цели гармонично сочетаются с реальными условиями, а также социальными целями. Если свободный общественный строй можно представить себе только с адекватным духовным и нравственным содержанием, то и нормы хозяйственной политики, адекватные свободному обществу, не могут произвольно вводиться или изменяться. Главнейшей заботой Г.с. остается создание рамок порядка, внутри которых гражданин имеет право свободно двигаться, а причастные к экономике люди всех социальных слоев уверены в том, что не станут объектом постоянных непредсказуемых политических решений. Наиболее характерными для Г.с. являются следующие принципы: качество жизни; достойный прожиточный минимум; равные возможности; эффективная социальная защита и поддержка нуждающихся в этом граждан. Г.с. проводит “сильную” социальную политику в интересах большинства населения, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. (Конституция Российской Федерации определяет государство как социальное).

Государство федеративное – тип (характеристика) государства, опирающийся на федеративное государственное устройство, при котором в отличие от государства унитарного, входящие в состав государства федеральные единицы – члены Федерации – имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные, судебные органы. Наряду с этим, на основе общей Конституции образуются единые союзные – федеральные – органы государственной власти, устанавливаются единые гражданство, денежная единица и т.п. (Конституция Российской Федерации определяет государство как федеративное).

Государю советы Н. Макиавелли – чтобы постигнуть сущность народа, надо быть государем, а чтобы постигнуть природу государей, надо принадлежать народу; государю надлежит быть в дружбе с народом; мудрый правитель думает не только о сегодняшней дне, но и о завтрашнем; ошибку совершает тот, кто не учитывает своих возможностей; человеку разумному надлежит избирать пути, проложенные величайшими людьми; кто поменьше полагается на милость судьбы, тот дольше удерживается у власти; иметь великий замысел и высокую цель; истинная мудрость в том, чтобы не проглядеть зарождающийся недуг; почаще выезжать на охоту, чтобы закалить тело; вырабатывать в себе подобные навыки; делать умственные упражнения; наносимую человеку обиду надо рассчитать так, чтобы не бояться мести; государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства; мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то другого; только те способы защиты хороши, основательны и надежны, которые зависят от тебя самого; государь должен держать слово; дела, не угодные подданным, государи должны возлагать на других, а угодные исполнять сами; привечать одаренных людей; избегать льстецов; твердо блюсти свое достоинство и величие, каковые должны присутствовать в каждом поступке; судьбе можно и следует противостоять. Справедливости ради добавим, что Н. Макиавелли принадлежит установка “цель оправдывает средства”.

Группа социальная – компонент структуры социума, совокупность индивидов, взаимодействующих на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других; особый элемент социальной реальности, выполняющий общественно необходимую функцию в общей структуре разделения труда и деятельности; “известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом” (Т. Гоббс). В социологии делается акцент на “малых группах”.В “палитре” социальных групп в российской действительности своей инициативой, социальной значимостью, неоднозначной оценкой выделяются “продвинутые социальные группы” (бизнес-сообщества).

Группы давления – группы заинтересованных в чем-либо людей, осуществляющих воздействие на политические и административные институты через систему экономических, финансовых, политических и иных связей. К Г. д. относятся предпринимательские, религиозные, профсоюзные и др. группы людей.

Девиантное поведение – поведение индивида или социальной группы, отклоняющееся от образцов доминирующего поведения, не соответствующее общепринятым социальным нормам и нарушающее их.

Дезинформация (от франц. des – отрицание, information – сообщение) – искажение отражения тех или иных сторон социальной действительности; распространение искаженных сообщений. Различают неумышленную (имеющую объективный характер) и сознательную (имеющую субъективный характер) Д. В современных информационных обществах мы встречаемся с парадоксом: чем больше информации, тем меньше мы понимаем, что происходит на самом деле. Правовое государство должно принимать специальные законодательные акты, обеспечивающие защиту от Д. как общества в целом, так и каждого отдельного гражданина.

Дезорганизация – имманентное свойство материи, необходимый компонент развития энтропийных процессов (нарастание энтропии). Самоорганизационные процессы в живой и неживой природе предполагают взаимодействие противоположных начал: организации и Д. Основные типы Д.: структурная и функциональная, конструктивная и неконструктивная.

Дезорганизация государственной службы – нарушение порядка, расстройство организации, дисфункциональность. Для сложноорганизованных социальных систем, к числу которых относится система государственной службы, дезорганизация с точки зрения синергетики есть имманентное свойство: при одних условиях она ведет к потере управляемости и хаосу, при других – является источником организации более высокого порядка. Во втором случае дезорганизация государственной службы в кризисных условиях становится предпосылкой для самоорганизации, дополняющей организацию или создающей новую организацию. К признакам неконструктивной Д. г. с. относятся: нарастание напряженности, имитация управления, коррумпированность, “блокирование сознания” аппарата, низкая эффективность деятельности государственных служащих, замыкание государственной службы “на себя”. Признаки конструктивной Д. г. с.: сознательный отказ от устаревших структур, методов, форм; обоснованный риск; высокая активность государственных служащих.

Дезорганизация социальная – имманентное свойство сложно организованных социальных систем спонтанно нарушать “логику” целесообразности, упорядоченности, менять свое организационное содержание и форму при определенных условиях. При одних условиях Д.с. представляет собой накопление негативных деформаций, дисфункций, деструкций, разрыв структурных связей (“дезингрессию”) и выступает чаще всего как нарушение “конститутивного порядка” (М.А. Кузнецова). При других – Д.с. является источником и предпосылкой формирования нового (возможно и более высокого уровня организации) социального порядка; необходимой частью “социальных изменений” (В. Томас, Ф. Знанецкий). Нарушение равновесия – необходимое условие развития социальной системы, а Д.с., характеризуемая нарастанием энтропии (беспорядка) в системе, асимметричностью структуры и нарушением равновесия, является необходимым моментом становления и развития организации любого типа. Традиционное представление Д.с. как явления, которое изначально “мешает” управлять социальными процессами, всегда “представляет опасность” для государства и общества, во многом теряет смысл.

Действие социальное – простейшая единица социальной деятельности; локализованный в пространстве и времени конкретный акт деятельности социального субъекта по преобразованию социальной ситуации в нужном ему направлении; действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предлагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него (М. Вебер); компонент общей теории социального поведения (Т. Парсонс). Действие, по М. Веберу, становится социальным, если 1) осознано индивидом, рационально и 2) ориентировано на других людей. Он разделяет Д.с. на: 1) целерациональные; 2) ценностнорациональные; 3) аффективные;4) традиционные. Эти понятия М. Вебер рассматривает как способы детерминации действия; действие может ориентироваться в терминах: обычая, интереса или законного порядка. Минимальный набор структурных элементов действия: цели, средства, условия, нормы (Т. Парсонс).

Действительность социальная – объективная реальность во всей ее конкретности, совокупности социальных явлений и процессов; актуальное социальное бытие. В Д.с. содержится компонент социального действия. Социальная реальность отличается от Д.с. тем, что в ней содержится также и возможное.

Делегирование полномочий – передача тех или иных управленческих функций от одного субъекта управления другому. Руководитель может делегировать определенные полномочия руководителям низшего уровня; народ, соблюдая свои интересы, – своим полномочным представителям в структурах власти и управления. Субъект управления, делегирующий полномочия, несет за это ответственность, как и субъект управления, принимающий полномочия, несет ответственность за их исполнение или неисполнение.

Демократия (от греч. demos – народ и kratos – власть, господство) – народовластие, система власти, характеризуемая социальной ориентацией ее органов, официальным признанием доминирования большинства, равноправием граждан, их прав и свобод, верховенством закона, выборностью представительных органов государства; форма устройства социума, основанная на признании народа в качестве источника власти, его участии в решении государственных и общественных дел в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод. Суть Д., по Р. Инглегарту, заключается в том, что она отражает предпочтения граждан, а не пытается такие предпочтения навязывать.

Департамент (фр. departement, от departir – отделять) – структурное подразделение министерства или иного правительственного учреждения; самостоятельное центральное учреждение.

Департаментализация — группировка организацией работников и деятельности в соответствии с функциями организации, т.е. создание соответствующих подразделений, департаментов (функциональная Д.); создание групп людей на базе определенной территории, где в той или иной форме осуществляется деятельность организации (территориальная Д.); группировка деятельности и персонала на базе продукции в диверсифицированном производстве (производственная Д.); сосредоточение деятельности и персонала в подразделении на временной основе (проектная Д.). Особый тип Д. – смешанная Д., необходимая при решении усложняющихся задач (Б.З. Мильнер).

Детерминация социальная (от лат. determino – определяю и determinare – ограничивать) – процесс доминирования, определения, ограничения, иного изменения одного предмета, явления, социального факта другим предметом, явлением, социальным фактом; возникновение нового качества социальной системы (или ее компонента), в значительной мере определяющего (детерминирующего) ее дальнейшее развитие. Д.с. выражается во взаимоотношении классов, социальных слоев и групп, институтов; в ориентациях социальных систем; во взаимной обусловленности различных элементов социальной системы Д.с. тесно связана с проблемой социальной миссии, социальной задачей.

Детерминизм (от лат. determino – определяю) – подход, основывающийся на объективной взаимосвязи и причинной обусловленности процессов и явлений материального и духовного мира. Д. предполагает такую связь процессов и явлений, при которой одно явление (причина) при определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие). Причинно-следственную модель социального процесса в специальной литературе называют социальным механизмом. Виды Д.: экономический, социокультурный, социально-исторический, технологический. Д. социальный – основа выявления социальных закономерностей, но он не предполагает какой-либо предопределенности социальной жизни. Д. включает связи случайные, необходимые и возможные, прямые и косвенные, функционирования и развития и др. Вполне детерминированные процессы (алгоритмы) способны воспроизводить (порождать) процессы, обладающие всеми свойствами процессов вероятностной природы. Нам следует набраться мужества для того, чтобы отказаться от тривиального представления о причинности, когда нам кажется, что одни и те же “причины”, действующие на один и тот же “объект”, обязательно должны порождать одни и те же следствия (Н.Н. Моисеев). Мы можем наблюдать некий феномен циклической причинности: с одной стороны, элементы “порабощены” параметрами порядка, а с другой – элементы определяют поведение параметров порядка (Г.Хакен).

Деятельность социальная – деятельность персонифицированных и ассоциированных социальных субъектов по удовлетворению своих потребностей и интересов; совокупность социально значимых действий, осуществляемых социальным субъектом в различных сферах и на разных уровнях социальной организации. Д.с. включает взаимосвязанные подсистемы: 1) объективно-предпосылочную (потребности и интересы); 2) субъективно-регулятивную (диспозиции); 3) исполнительскую (поступки во имя реализации цели); 4) объективно-результативную (результаты деятельности) (Г.В. Осипов). Д.с. включает в себя и тот деятельный компонент взаимодействия человека и природы, который приобретает важное социальное значение для индивида и общности.

Диагностика социальная (от греч. diagnosticos – способный распознавать) – ключевая функция социального управления, единство анализа и синтеза познающего субъекта, выявление проблем функционирования и развития объекта; поиск детерминант жизнедеятельности социальной системы. Диагностическое исследование процессов развития социальных систем обеспечивает определение их ресурсного потенциала, эффективности его актуализации и воспроизводства, имеющихся организационных резервов, возможности повышения социально продуктивной деятельности, а соответственно – зоны и приемлемых системой методов управленческого воздействия (В.Л. Романов). Д.с. получила широкое применение в управленческом консультировании (комплексное обследование системных объектов).

Диагностика социальная опережающая – форма анализа и синтеза будущего, обеспечивающая поиск зарождающихся тенденций и факторов, которые станут доминирующими тенденциями и факторами социального развития, выявление аттракторов как областей притяжения для социальной системы, обоснование ограничений, запретов и императивов развития социальных систем и процессов, определение вызовов и угроз внешней и внутренней среды в рамках реального исследования будущего, проблем становления, функционирования и развития социальных объектов, возможных векторов и детерминант социальных процессов, перехода системы от выживания к развитию. В контексте Д.с.о. функционирования и развития социальных систем решаются следующие задачи: познавательно-оценочная. Основа для интегральной оценки возникающей управленческой ситуации в условиях встречи социальной системы со стратегической неожиданностью; организационно-управленческая. Опора в реализации управленческих решений, оперативном планировании с учетом антикризисных стратегий развития; перспективно-прогнозная. Формирование (разработка) вариантов необходимой корректировки действующих антикризисных стратегий и обоснование новых (стратегий) с учетом предвидения вызов Среды, вероятного будущего, возможных альтернативных ситуаций. Д.с.о., выявляя экстремальные стадии жизненного цикла системы и возможные их последствия, сама претерпевает существенные изменения в форме, содержании и алгоритмах диагностического исследования.

Диверсификация ( от ср.-век. лат. diversificatio – изменение, разнообразие, англ. diversification, от diversifu – разнообразить) – одновременное разностороннее развитие; смена видов деятельности; распространение хозяйственной или иной деятельности на новые сферы; одновременное развитие многих, не связанных друг с другом кооперацией, иными способами, производств.

Диссипативные структуры (от лат. dissipatio, франц. – dissipation – рассеивание) – новые динамические состояния материи, новые типы структур, спонтанно возникающие вдали от равновесия, образующие взаимодействие в данных системах с окружающей средой. Д.с. возникают в процессе самоорганизации, для осуществления которой необходим рассеивающий (диссипативный) фактор. По И. Пригожину, автору идеи Д.с., для их поддержки требуется больше энергии, чем для поддержания более простых структур, на смену которым они приходят. Д.с. поддерживают свою упорядоченность “за счет усиления беспорядка во внешней среде (за счет, так сказать, сбрасывания избыточной энтропии во внешнюю среду)” (В.П. Бранский). Как полагает И.Н. Трофимова, глобальный ответ на вопрос, за счет каких факторов происходит эволюция в системе, как минимум включает чисто синергетический ответ: за счет открытости и диссипативности системы. Д.с. – это не только структуры, возникающие за счет диссипации вдали от равновесия, но и являющиеся неравновесными структурами по способу жизнедеятельности, своему собственному функционированию и существованию.

Дисфункция (от лат. dis – раз…, не… и funktio – деятельность) – социальная деятельность, вызывающая изменения, угрожающие единству общества (Р. Мертон), сообщества, социальной организации; появление в системе элементов, приводящих к рассогласованию ее функций, функционирования как целого, к отклонению ее поведения от первоначально заданных параметров; нарушение взаимодействия института и социальной среды.

Дисциплинарность (дисциплина научная) (от лат. disciplina – учение) – совокупность процессов и результатов организации, структурации, социализации, институциализации теоретических знаниевых практик как предустанавливающих нормированный, санкционированный и легитимный порядок мышления и вытекающих из этого порядка действий (деятельности) в конкретных предметно-проблемных областях (отраслях) познания (В.Л. Абушенко, Н.Л. Кацук). Характеристику истории как научной дисциплины дает Р.Дж. Коллингвуд: 1) история должна быть научной, т.е. начинаться с постановки вопроса и поиска на него ответа; 2) гуманистичной, т.е. ориентированной на изучение того, что сделано людьми, она призвана описывать судьбы людей и общества; 3) рационалистичной, т.е. обосновывающей ответы на поставленные вопросы соответствующей системой аргументов; 4) служащей самопознанию человека. Поддерживая эту характеристику, Н.Н. Моисеев добавляет: история – необходимая составляющая “картины мира”, в которой человек, занимая весьма скромное место инструмента самопознания Универсума, играет совершенно особую роль. История – это еще и школа, но не сборник рецептов действия, а воспитание в себе человека. По С.П. Курдюмову, “междисциплинарность” означает, прежде всего, кооперацию различных научных областей, циркуляцию общих понятий для понимания некоторого явления. “Полидисциплинарность” является характеристикой такого исследования, когда какой-либо феномен или объект (планета Земля, человек и т.д.) изучается одновременно и с разных сторон несколькими научными дисциплинами. “Трансдисциплинарность” характеризует такие исследования, которые идут “через”, “сквозь” дисциплинарные границы, выходят “за пределы” конкретных дисциплин. Развитие знания в научную дисциплину дает возможность ее превращения в дисциплину учебную, т.е. использовать при подготовке, переподготовке, повышении квалификации кадров.

Дифференциация (франц. differentiation, от лат. differentia – разность, различие) – имманентное свойство материи, в том числе социальной, создавать новое (качество, состояние, явление) через разделение целого на части, компоненты, элементы; развитие социальных систем или сообществ “в сторону увеличивающегося усложнения” (Э. Гидденс). Анализ социальной Д. важен для управления социальными процессами, особенно в переходные периоды развития объекта (А.И. Пригожин). По Н. Луману, мы можем описать Д. как процесс воспроизводства систем внутри системы, границ внутри границ, рамок внутри рамок и различий в разграниченном.

Дополнительности принцип – принцип, в соответствии с которым никакие сверхсложные объекты (в первую очередь – социальные) не могут быть поняты и объяснены на языке какой-либо одной теории: здесь нужны система теорий, альтернативные подходы (Н. Бор). Добавим “дополнительно” к сказанному: физики в знак уважения к Нильсу Бору выдвинули “единицу порядочности” и оценили ее в “один бор”. По Ф. Энгельсу, случайность – не только форма проявления необходимости, но и дополнение необходимости.

Духовное, дух – сознание; высшая способность человека, позволяющая ему стать источником смыслополагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности (А.А. Доброхотов). В античной философии Д. – правящая миром, строящая из хаоса космос, объективная сила. “Я верю в преимущества духа над бытием” (А.И. Солженицын). С позиции науки Д., д. – не что иное, как сознание. Это положение не может быть опровергнуто тем обстоятельством, что дух в русском языке первоначально означает исповедь (“говорю как на духу”), что необходимо поднимать духовность, духовный потенциал сознания, что существует деформация сознания, возникают другие негативные процессы. С точки зрения нормативного (морального) подхода духовное – часть или определенная характеристика сознания. Все лучшее в человеке – “душа”. С точки зрения науки сознание не есть плохое или хорошее явление, является духовным феноменом в его противоречивом единстве; сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни (К. Маркс). Если правы “активные эволюционные мыслители” (В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский), за сознанием и жизнью в нынешней форме неизбежно должны следовать “сверхсознание” и “сверхжизнь”. Расширение сознания (области осознанного) является результатом и, одновременно, условием мышления. Психологи замечали, что бессознательное умеет опережать сознание, храня в себе бесчисленные образы среды, превращая их в эталоны и этим оказывает несомненную услугу сознанию. Как сказал Талейран, “бойтесь первых побуждений – они самые благородные”. Особый интерес приобретает возможность доминирующего воздействия на структуру сознания со стороны самосознания (рефлексирующего сознания). Однако для этого сознание нужно рассматривать “не как созерцаемое субъектом поле, на котором проецируются его образы и понятия, а как особое внутреннее движение, порождаемое движением человеческой деятельности” (А.Н. Леонтьев). В самопознании – познании самого себя – происходит выделение себя из объективного мира и противопоставление себя ему. В жестком мире прибыли надежду многих людей и народов составляет духовность, доминирование духовности в России. Укрепим же эту надежду!

Духовное производство – деятельность, обеспечивающая формирование сознания, важнейшее условие человеческого общения и взаимодействия между индивидами. Признание активной роли сознания необходимо расширить до признания производства самого сознания, вырабатывающего особую общественную форму, благодаря и посредством которой индивиды интегрируются в социальную систему и получают возможность осуществлять совместную деятельность (В.И. Толстых).