Информационные системы

Европейская Комиссия и государства-члены Европейского Сообщества должны сотрудничать, чтобы гарантировать, что каждому гражданину будет предоставлена возможность через Интернет заполнять свое Европейское резюме и любой другой документ Европаспорта, выдача которого не предусмотрена каким-либо уполномоченным органом.

Все документы Европаспорта, выдаваемые уполномоченными органами, заполняются в электронной форме и должны быть доступны тем, кого они касаются, а также позволять вносить исправления (только обладателями) повсеместно на всей территории Европы. Выбор соответствующего технологического инструмента должен быть сделан в сотрудничестве между Комиссией и соответствующими национальными властями, принимая во внимание возможности и существующие национальные системы, но с обязательным обеспечением особенностей, приведенных ниже.

Принципы создания

Открытость системы. Информационная система Европаспорта должна быть разработана с учетом будущего развития, в частности, она должна позволять включение новых документов в структуру Европаспорта и интеграцию с информационными службами по рабочим и образовательным возможностям.

Способность к взаимодействию. Блоки информационной системы Европаспорта, управляемые на национальном уровне в различных странах, должны полностью взаимодействовать друг с другом и с блоками, управляемыми на уровне Сообщества.

Управление документами и доступ к ним

2.1. Все документы Европаспорта, выдаваемые уполномоченными органами, должны быть заполнены в электронной форме в соответствии с процедурами, согласованными между органами, отвечающими за выдачу документов, и Национальным центром Европаспорта, а также процедурами, согласованными на европейском уровне.

2.2. Европейское CV, как и любой другой документ Европаспорта, который не выдается уполномоченными органами, должно быть также доступным и в электронной форме.

2.3. Граждане должны иметь право:

  • заполнить через Интернет свое Eвропейское CV и любой другой документ Европаспорта, который не должен быть выдан уполномоченным органом;
  • устанавливать, обновлять и удалять связи между своим Европейским CV и другими своими документами Европаспорта;
  • прилагать любые другие дополнительные документы к документам Европаспорта;
  • при необходимости печатать полностью или частично свой Европаспорт и приложения к нему.

2.4. Доступ к документам, содержащим личную информацию, должен быть дозволен только тем людям, для которых они предназначены, в соответствии условиями Сообщества и национальными условиями, касающимися обработки личных данных и защиты секретности.

Финансовые условия

1. Расходы предназначены для софинансирования на национальном уровне и покрытия некоторых прямых затрат, понесенных на уровне Сообщества и связанных с координацией, содействием и изготовлением документов.

2. Финансовая поддержка Сообщества для выполнения деятельности по внедрению на национальном уровне будет обеспечиваться посредством ежегодных текущих грантов Национальному центру Европаспорта.

Национальные центры Европаспорта будут основываться в качестве юридических лиц, и не будут получать какие-либо другие гранты из бюджета Сообщества.

2.1. Гранты будет предоставляться после одобрения рабочей программы, связанной с деятельностью, описанной в Статье 11 данного Решения, и на определенный необходимый срок.

2.2. Уровень софинансирования не будет превышать 50% от всех затрат, необходимых для осуществления мероприятий.

2.3. Для осуществления данного Решения Комиссия может обращаться за помощью к экспертам и организациям технической поддержки, финансирование которых может осуществляться в рамках финансовых средств, выделенных для реализации данного Решения. Комиссия может организовывать семинары, коллоквиумы или другие подобные встречи экспертов, которые необходимы для облегчения осуществления данного Решения, и которые могут предпринять необходимые действия в отношении информации, публикации и распространения.

Информация на сайте

Представлен большой объем информации о Европаспорте, дается подробное описание и образцы документов Европаспорта, ссылки на Европейский портал «Европаспорт» – для возможности заполнения Резюме и Языкового паспорта в «он-лайн» режиме
Дается краткое описание документов Европаспорта и отсылка на Европейский портал «Европаспорт»
Объем информации о Европаспорте весьма незначителен, отсутствуют описания документов Европаспорта, в основном даются ссылки на Европейский портал «Европаспорт»
Нет сведений
Представлен большой объем информации о Европаспорте, дается подробное описание документов Европаспорта, ссылки на Европейский портал «Европаспорт»
Объем информации о Европаспорте весьма незначителен, отсутствуют описания документов Европаспорта, в основном даются ссылки на Европейский портал «Европаспорт»
Представлен большой объем информации о Европаспорте, дается подробное описание и образцы документов Европаспорта. ссылки на Европейский портал «Европаспорт» – для возможности заполнения Резюме и Языкового паспорта в «он-лайн» режиме
Представлен большой объем информации о Европаспорте, дается подробное описание и образцы документов Европаспорта. ссылки на Европейский портал «Европаспорт» – для возможности заполнения Резюме и Языкового паспорта в «он-лайн» режиме
Объем информации о Европаспорте весьма незначителен, отсутствуют описания документов Европаспорта, в основном даются ссылки на Европейский портал «Европаспорт»
Представлен большой объем информации о Европаспорте, дается подробное описание и образцы документов Европаспорта. ссылки на Европейский портал «Европаспорт» – для возможности заполнения Резюме и Языкового паспорта в «он-лайн» режиме
Объем информации о Европаспорте весьма незначителен, отсутствуют описания документов Европаспорта, в основном даются ссылки на Европейский портал «Европаспорт»

Информация на сайте 2

Объем информации о Европаспорте весьма незначителен, отсутствуют описания документов Европаспорта, в основном даются ссылки на Европейский портал «Европаспорт»
Представлен большой объем информации о Европаспорте, дается подробное описание и образцы документов Европаспорта. ссылки на Европейский портал «Европаспорт» – для возможности заполнения Резюме и Языкового паспорта в «он-лайн» режиме
Представлен большой объем информации о Европаспорте, дается подробное описание и образцы документов Европаспорта. ссылки на Европейский портал «Европаспорт» – для возможности заполнения Резюме и Языкового паспорта в «он-лайн» режиме
Объем информации о Европаспорте весьма незначителен, отсутствуют описания документов Европаспорта, в основном даются ссылки на Европейский портал «Европаспорт»
Представлен достаточный объем информации о Европаспорте, дается краткое описание документов Европаспорта, даются ссылки на Европейский портал «Европаспорт»
Объем информации о Европаспорте весьма незначителен, отсутствуют описания документов Европаспорта, в основном даются ссылки на Европейский портал «Европаспорт»
Представлен достаточный объем информации о Европаспорте, дается краткое описание документов Европаспорта, даются ссылки на Европейский портал «Европаспорт»
Объем информации о Европаспорте весьма незначителен, отсутствуют описания документов Европаспорта, в основном даются ссылки на Европейский портал «Европаспорт»
Представлен достаточный объем информации о Европаспорте, дается краткое описание документов Европаспорта, даются ссылки на Европейский портал «Европаспорт»
Объем информации о Европаспорте весьма незначителен, отсутствуют описания документов Европаспорта, в основном даются ссылки на Европейский портал «Европаспорт»

Информация на сайте 3

Представлен большой объем информации о Европаспорте, дается подробное описание и образцы документов Европаспорта. ссылки на Европейский портал «Европаспорт» – для возможности заполнения Резюме и Языкового паспорта в «он-лайн» режиме
Представлен большой объем информации о Европаспорте, дается подробное описание и образцы документов Европаспорта. ссылки на Европейский портал «Европаспорт» – для возможности заполнения Резюме и Языкового паспорта в «он-лайн» режиме
Объем информации о Европаспорте весьма незначителен, отсутствуют описания документов Европаспорта, в основном даются ссылки на Европейский портал «Европаспорт»
Объем информации о Европаспорте весьма незначителен, отсутствуют описания документов Европаспорта, в основном даются ссылки на Европейский портал «Европаспорт»
Представлен большой объем информации о Европаспорте, дается подробное описание и образцы документов Европаспорта. ссылки на Европейский портал «Европаспорт» – для возможности заполнения Резюме и Языкового паспорта в «он-лайн» режиме
Нет сведений
Представлен большой объем информации о Европаспорте, дается подробное описание и образцы документов Европаспорта. ссылки на Европейский портал «Европаспорт» – для возможности заполнения Резюме и Языкового паспорта в «он-лайн» режиме
Объем информации о Европаспорте весьма незначителен, отсутствуют описания документов Европаспорта, в основном даются ссылки на Европейский портал «Европаспорт»
Объем информации о Европаспорте весьма незначителен, отсутствуют описания документов Европаспорта, в основном даются ссылки на Европейский портал «Европаспорт»
Объем информации о Европаспорте весьма незначителен, отсутствуют описания документов Европаспорта, в основном даются ссылки на Европейский портал «Европаспорт»
Объем информации о Европаспорте весьма незначителен, отсутствуют описания документов Европаспорта, в основном даются ссылки на Европейский портал «Европаспорт»

Составление Резюме

– важный шаг в поиске любой работы или практической подготовке. Первый контакт с будущим работодателем часто осуществляется посредством Резюме. Оно должно овладевать вниманием читателя и продемонстрировать, почему пригласить на интервью ему следует именно Вас.

Важно! При первоначальном отборе полученных заявлений работодатели обычно тратят на каждое Резюме не более минуты. Если Вы не сможете оказать должного воздействия на работодателя, считайте, что Вы упустили свою возможность.

Перед тем как вводить свои данные в шаблон, внимательно прочтите следующую информацию.

Общие рекомендации

Перед тем как Вы начнете писать Резюме, помните о следующих важных принципах:

Позаботьтесь о представлении Вашего Резюме

Излагайте Ваши квалификации, навыки и компетенции четко и в логической последовательности, так чтобы были замечены Ваши специфические качества.

Уделите внимание всем необходимым подробностям, касающимся сути Резюме и его представления; не допускайте ошибок в правописании и пунктуации!

Сконцентрируйтесь на главном

  • Резюме должно быть кратким: в большинстве случаев двух страниц достаточно, чтобы показать, кто Вы и что из себя представляете. Трехстраничное Резюме в некоторых странах может быть воспринято как слишком длинное, даже в том случае, если у Вас огромный опыт работы.
  • если Ваш опыт работы не велик (если Вы только что окончили школу или университет), опишите сначала Ваше образование и практическую подготовку; акцентируйте внимание на практике и работе во время обучения (см. примеры на сайте);
  • сконцентрируйтесь на важной информации, которая делает Ваше заявление более ценным: опыт работы или обучение, которые являются старыми или не относятся к делу, следует опустить.

Адаптируйте Ваше Резюме, чтобы оно соответствовало той должности, на которую Вы претендуете

Поверяйте Ваше Резюме каждый раз, когда хотите отправить его работодателю, чтобы посмотреть, соответствует ли оно требуемому профилю; выдвигайте на первый план те Ваши преимущества, которые соответствуют определенным требованиям предполагаемого работодателя. Хорошее знание компании позволит Вам подогнать Резюме к нужному профилю.

Учтите: не указывайте в Резюме ложную информацию, работодатель все равно заметит это на интервью.

Придерживайтесь структуры шаблона

Резюме Европаспорта позволяет Вам представлять свои квалификации, навыки и компетенции в логической последовательности:

  • личная информация;
  • описание Вашего опыта работы;
  • описание Вашего образования и практической подготовки (которое может появится перед заголовком «Опыт работы» для пользователей с ограниченным опытом работы; чтобы поменять порядок двух заголовков, используйте команду «копировать/вставить» текстового редактора в Вашем программном обеспечении);
  • подробное описание Ваших навыков и компетенций, приобретенных в ходе практической подготовки, работы и каждодневной жизни.

Примечание:

  • печатайте Резюме на белой бумаге; сохраните предлагаемый шрифт и расположение;
  • избегайте подчеркивания или написания целых предложений заглавными буквами или жирным шрифтом: это делает документ неудобным для чтения;
  • не разрывайте информацию под одним заголовком на две и более страниц (например, Ваш список курсов подготовки) – чтобы этого избежать, используйте команду «разрыв страницы» текстового редактора в Вашем программном обеспечении;
  • блоки, содержащие различные заголовки, не должны появляться, когда документ уже напечатан.

Будьте ясны и кратки

Потенциальный работодатель должен оценить Ваше Резюме через несколько секунд после прочтения. Для этого Вам следует:

  • использовать короткие предложения;
  • концентрироваться на значимых аспектах Вашей подготовки и опыта работы;
  • объяснить любые перерывы в обучении или карьере;
  • удалить все дополнительные заголовки (например, если у Вас нет «Творческих навыков и знаний» (см. страницу 2 шаблона) или если Вы считаете, что такие навыки и знания не добавят ценности в Ваше заявления, удалите весь блок, используя команду «вырезать» текстового редактора в Вашем программном обеспечении.

Попросите кого-либо прочитать Ваше Резюме

Как только Вы заполнили свое Резюме, тщательно проверьте его на наличие ошибок в правописании, и удостоверьтесь, что Резюме выстроено ясно и логично.

Попросите кого-либо прочитать Ваше Резюме для того, чтобы увериться, что его содержание легко для понимания.

Как сделать черновой вариант Резюме Европаспорта?

Используйте диалоговый интерфейс или загрузите шаблон Резюме:

Вы можете:

(a) использовать диалоговый интерфейс, доступный на сайте Европаспорта (http://europass.cedefop.eu.int); затем Вы сможет сохранить Резюме в выбранной Вами директории;

или

(b) загрузить шаблон Резюме на выбранном Вами языке с того же сайта и сохранить его на жестком диске Вашего компьютера; затем Вы можете выбрать нужные Вам разделы в правой колонке и вставить свои личные данные.

Если Вам нужна помощь, смотрите типовые примеры Резюме на сайте <http://europass.cedefop.eu.int>.

Заполняйте различные секции следующим образом

Важно:

  • придерживайтесь расположения и шрифта, используемых в шаблоне

Опыт работы

Под этим заголовком создайте отдельные разделы для каждой значимой работы, начиная с самой последней.

Примечание:

  • если Ваше заявление рассчитано на поиск Вашей первой работы, не забудьте упомянуть те места работы во время подготовки, которые подтвердят Вашу первую связь с миром труда;
  • если Ваш опыт работы незначителен (например, Вы только что окончили школу или университет), опишите сначала Ваше обучение и практическую подготовку; акцентируйте внимание на работе во время практики (см. примеры на сайте);
  • для того чтобы описание было кратким, сфокусируйтесь на том опыте работы, которой делает Ваше заявление более значимым. Не пропускайте опыт, который может быть интересен, даже если он непосредственно не связан с профилем работы, которую Вы хотите получить с помощью данного Резюме (например, время, проведенное за границей, работа, связанная с общением с людьми, и т.д.);
  • повторите таблицу (используя команду «копировать/вставить» текстового редактора в Вашем программном обеспечении) столько раз, сколько требуется; чтобы удалить раздел, используйте команды меню «Таблица» текстового редактора Вашего программного обеспечения.

Образование и обучение

Под этим заголовком создайте отдельные разделы для каждого законченного курса, то есть каждого курса, касающегося квалификации, начиная с самого последнего.

Примечание:

  • если Ваш опыт работы незначителен (например, Вы только что закончили школу или университет), опишите сначала Ваше образование и практическую подготовку (чтобы поменять местами два заголовка, используйте команду «копировать/вставить» текстового редактора в Вашего программном обеспечении);
  • нет необходимости указывать все Ваши квалификации: не следует упоминать начальную школу, если у Вас есть университетская степень; остановитесь на квалификациях, которые значимы для Вашего заявления;
  • повторите раздел (используя команду «копировать/вставить» текстового редактора в Вашем программном обеспечении) столько раз, сколько требуется; чтобы удалить заголовок, используйте команды меню «Таблица» текстового редактора Вашего программного обеспечения.

Личные навыки и знания

Этот раздел посвящен навыкам и компетенциям, приобретенным в процессе жизни и карьеры, но не обязательно отраженным в официальных сертификатах и дипломах. Иными словами, раздел призван полностью отразить Ваши навыки и компетенции. Нижеуказанные разделы (языковые, социальные, организационные, технические, связанные с компьютером, творческие и другие навыки и компетенции) позволят Вам описать навыки и компетенции, полученные в процессе Вашего образования и практической подготовки (в ходе Ваших занятий), в течение семинаров или периодов практики, в неформальной обстановке (в ходе Ваших спонтанных мероприятий или досуга).

Общее примечание: Удалите разделы, по которым у Вас нет информации, используя команду «вырезать» текстового редактора в Вашем программном обеспечении

Инструкция по использованию сетки самооценки

Сетка самооценки базируется на шестиуровневой Общей европейской языковой шкале, разработанной Советом Европы.

Сетка состоит из трех следующих уровней:

  • Начинающий пользователь (уровни A1 и A2);
  • Независимый пользователь (уровни B1 и B2);
  • Опытный пользователь (уровни C1 и C2).

Для самостоятельной оценки уровня Вашего иностранного языка, прочтите описания ниже и впишите соответствующий уровень (например, Опытный пользователь – C2) в нужную ячейку Вашего Резюме (Аудирование, Чтение, Говорение {диалог и монолог} и Письмо).

Понимание на слух (аудирование)

A 1: Понимаю знакомые слова и основные словосочетания, относящиеся ко мне самому, моей семье и конкретной окружающей обстановке, если человек говорит медленно и четко.

A 2: Понимаю словосочетания и наиболее часто употребляемые слова, относящиеся к вопросам бытового характера (например, о людях, семье, совершении покупок, работе и т.п.). Улавливаю основные пункты коротких, ясных и простых сообщений и объявлений.

B 1: Понимаю основное содержание ясной и правильной речи, касающейся знакомых мне предметов, с которыми я сталкиваюсь на работе, во время учебы или отдыха. Понимаю основное содержание радио- и телепрограмм, связанных с моими личностными и профессиональными интересами, если речь медленная и четкая.

B 2: Понимаю продолжительные выступления, доклады и лекции, могу следить за логической структурой воспринимаемой речи, при условии, что тема является для меня достаточно знакомой. Понимаю содержание большей части ТВ новостей и программ. Как правило, понимаю речь персонажей художественных фильмов, если они говорят на литературном языке.

C 1: Понимаю продолжительные выступления, даже если они не всегда строго и логично построены, некоторые моменты только подразумеваются и суть сказанного приходиться выводить из контекста. Без особого труда понимаю телевизионные программы и художественные фильмы.

C 2: Не имею никаких проблем с пониманием иностранной речи, как в «живом» общении, так и по радио и телевидению, даже если люди говорят с обычной для носителей языка скоростью, при условии, что у меня есть время привыкнуть к незнакомому акценту или произношению.

Чтение

A 1: Понимаю знакомые слова, имена, названия и очень простые фразы, например, на плакатах, объявлениях и в товарных каталогах.

A 2: Могу читать и понимать очень короткие и простые тексты. Могу уловить знакомую мне информацию из повседневных письменных материалов, вроде рекламы, ресторанных меню, расписаний движения транспорта. Понимаю содержание простых личных писем.

B 1: Понимаю тексты на бытовые темы или темы, связанные с моей работой, если в них употребляются частотные слова и словосочетания. Понимаю описание событий, чувств и желаний в получаемых мною личных письмах.

B 2: Могу читать статьи и сообщения на современные темы, где выражаются отношение автора к данной теме или его точка зрения. Понимаю современную прозу.

C 1: Понимаю длинные и сложные литературные тексты; могу оценить стилистические особенности текста. Понимаю статьи на специальные темы, инструкции и рекомендации, даже если их тематика не связана со сферой моей профессиональной деятельности или интересов.

C 2: Без труда читаю любые тексты, включая статьи на узкоспециальные темы, написанные сложным языков и касающиеся абстрактных вопросов.

Говорение

Устное общение (диалог)

A 1: Могу общаться на самом простом уровне, при условии, что мой собеседник готов повторить или перефразировать сказанное, говорит медленно, чтобы дать мне возможность сформулировать то, что я хочу сказать. Могу задавать простые вопросы, касающиеся повседневных нужд или знакомых тем, и отвечать на них.

A 2: Могу принимать участие в коммуникации на простые и обыденные темы, если для этого достаточно простого и непосредственного обмена высказываниями. Могу поддерживать непродолжительный разговор общего характера, даже если я не все в нем понимаю.

B 1: Справляюсь с ситуациями, которые возникают при путешествиях по стране изучаемого языка. Могу без подготовки вступить в разговор, если он касается знакомых мне тем или бытовых тем, представляющих для меня интерес (например, семья, работа, путешествия, новости и т.п.)

B 2: Могу бегло говорить и без подготовки общаться с носителями языка. Могу принимать активное участие в обсуждении знакомых мне тем и вопросов, выражать и отстаивать свою точку зрения.

C 1: Могу выражать свои мысли бегло и без подготовки. Не испытываю особой необходимости в подборе нужных слов и выражений. Могу гибко и эффективно использовать язык для достижения личных и профессиональных целей. Могу формулировать идеи и выражать свое мнение с достаточной точностью, учитывая поведение собеседников и сказанное ими.

C 2: Легко могу принять участие в любом разговоре или обсуждении. Хорошо владею идиоматическими, образными и разговорными выражениями. Свободно выражаю свое мнение и с большой точностью передаю оттенки смысла. Если же у меня возникают какие-либо проблемы с выражением своих мыслей и чувств, то я всегда могу найти выход, причем слушающие, скорее всего, ничего не заметят.

Порождение высказываний (монолог)

A 1: Умею применять простые выражения и предложения, чтобы описать, где я живу, и людей, которых я знаю.

A 2: Могу описать несколькими взаимосвязанными высказываниями свою семью, других людей, свою нынешнюю и прошлую работу, образование, место жительства и т.п.

B 1: Могу комбинировать слова и высказывания для описания повседневных событий, прошлого опыта, моих желаний, надежд и планов. Могу вкратце объяснить причины своих поступков и основания для моих планов и намерений. Могу рассказать историю или передать содержание прочитанной книги или просмотренного фильма, а также выразить свое отношение к ним.

B 2: Могу дать ясное и подробное описание широкого круга вопросов, связанных со сферой моих интересов. Могу выразить свою точку зрения на актуальную тему, указав на плюсы и минусы других подходов или мнений.

C 1: Могу четко и подробно описываться сложные предметы и вопросы, отмечать нюансы, логично организовывать свою речь и делать заключения и выводы.

C 2: Могу представить ясное, понятное и образное описание вопроса или темы в нужном стилистическом ключе. Умею так строить свою речь, что она становится легко понятной и запоминающейся.

Письмо

A 1: Могу написать короткую открытку, например, поздравительную. Могу заполнить простейшую анкету, например, написать свое имя, национальность, адрес при регистрации в гостинице.

A 2: Могу составлять простейшие списки дел и событий или написать записку. Могу написать очень простое письмо личного характера, например, с благодарностью кому-либо за оказанную услугу или помощь.

B 1: Могу написать простой связный текст на знакомую тему или тему, представляющую для меня интерес. Могу написать письмо и выразить в нем свои чувства, а также описать случившиеся со мной события.

B 2: Могу писать ясные и подробные тексты на самые разные темы, если они связаны с кругом моих интересов. Могу написать сочинение или отчет, передающие мои мысли и взгляды, а также выражающие аргументы в пользу той или иной точки зрения. Могу писать письма, четко формулируя свое отношение к событиям и людям.

C 1: Могу выразить свои мысли, написав четкий, хорошо организованный и достаточно длинный текст. В письме, сочинении или отчете могу выразить свое мнение по поводу сложных вопросов, вычленяя те аспекты, которые считаю наиболее важными. Когда я пишу, всегда мысленно подстраиваюсь под того, кто будет читать написанное.

C 2: Могу писать ясные и легко воспринимающийся тексты соответствующим языком и стилем. Могу писать сложные письма, статьи, разборы, выстраиваю нужную структуру текста, так чтобы читающий мог легко понять меня и запомнить мои аргументы или доводы. Могу написать рецензию на специальную статью или литературное произведение.

Полная сетка самооценки доступна на сайте Совета Европы: <http://culture2.coe.int/portfolio/inc.asp?L=E&M=$t/208-1-0-1/main_pages/../&L=E&M=$t/208-1-0-1/main_pages/levels.html>.

Примечание:

  • если у Вас есть сертификат, удостоверяющий Ваши знания (такой как TOEIC –тест английского языка для международного общения), укажите уровень и дату, когда Вы его получили;
  • не переоценивайте Ваш уровень, ведь его легко проверить на интервью!

Характеристика навыков и знаний

Владелец этого документа – квалифицированный офисный работник. Он обладает навыками работы в офисе. Он

  • владеет информацией о компаниях, их товарах и услугах, способен развивать эти области в рамках своей работы
  • владеет способами сбора, хранения, обработки и представления уместной информации
  • способен к систематизации и подготовке документов для дальнейшей деятельности в конкретной ситуации, а также к хорошему обслуживанию клиентов и коллег
  • способен к выполнению административных задач, выполняемых в рамках связи сотрудников и коллег, деятельности «стола приема», назначения встреч и организации поездок, а также к выполнению экономической работы
  • в состоянии выполнить перечисленную работу соответствующим образом, принимая во внимание охрану здоровья, безопасность и окружающую среду

Заключительное обучение по месту работы в компании включает в себя следующие модули: 1: Знания бизнеса, 2: Сервис, 3: Администрирование и действия в конкретной ситуации, 4: Регистрация, 4: Изучение экономики бизнеса.

Владелец этого документа также обладает знаниями следующих дисциплин в объеме старшей средней школы: норвежского языка, английского языка, математики, естествознания, социальных наук и физкультуры. В некоторых случаях учащиеся старше 30 лет могут быть освобождены от требования изучения этих общеобразовательных предметов.

Предпринимаются попытки систематизировать методы воспитания.

Так, на­пример, выделяют три группы методов (Г. И. Щукина):

1) ориентированные на формирование положительного опыта поведения воспи­танников в общении и деятельности;

2) направленные на достижение единства сознания и поведения воспитанников;

  1. использующие поощрения и наказания.

П. И. Пидкасистый предлагает другую группировку методов воспитания:

1) формирующие мировоззрение воспитанников и осуществляющие обмен информацией;

2) организующие деятельность воспитанников и стимулирующие ее мотивы;

3) оказывающие помощь воспитанникам и осуществляющие оценку их поступ­ков.

Вышеозначенные классификации методов воспитания, подобно любым другим, весьма условны. Воспитательная задача должна решаться посредством комплекса методов, приемов и средств.

Приведем примеры методов воспитания, уточняя их отличительные особен­ности.

Педагогическое требование как метод воспитания может:

• выражать нормы поведения человека, которые необходимы для обогащения социального опыта;

• выступать как конкретная задача;

• иметь стимулирующую или «сковывающую» функцию в виде указаний в начале и конце работы, о переходе к новым действиям, об оказании помощи, о прекращении действий;

• помочь воспитаннику уяснить смысл, полезность или необходимость дей­ствия, поступка.

Как видно, возможности метода разнообразны и на самом деле не ограничива­ются перечисленным набором. Формы предъявления требования к человеку под­разделяются на прямые (в виде приказа, указания в деловом, решительном тоне, имеющие инструктивный характер) и косвенные (осуществляемые посредством совета, просьбы, намека с целью вызвать у воспитанника соответствующее пере­живание, интерес, мотив действия или поступка).

Метод воспитания

Приучение как метод воспитания предполагает культивирование у воспитан­ника способности к организованным действиям и разумному поведению как усло­вию становления основ нравственности и устойчивых форм поведения.

Приучение предполагает демонстрацию воспитателем образца или процесса правильного выполнения действий. Воспитанник должен научиться идеально ко­пировать и систематически поддерживать обретенное умение или навык.

Приучение достигается через систему упражнений. Возможности метода со­стоят в следующем: он помогает усваивать важные умения и действия как устой­чивые основы поведения человека. Данный метод способствует самоорганизации воспитанника и проникает во все стороны жизни учение, труд, отдых, игру, спорт.

Пример как метод воспитания заключен в убедительном образце для подра­жания. Как правило — это самостоятельная личность, образу жизни, манере по­ведения и поступкам которой стремятся следовать другие. Пример связан с на­глядным представлением и конкретизацией идеала человека. Он представляет собой дальную перспективу стремлений воспитанника быть похожим (положи­тельный вариант) на идеальный образ или преодолевать в себе те негативные осо­бенности, которые в чем-то родственны негативному образу (отрицательный вариант). В процессе воспитания ребенка сила как положительного, так и отрица­тельного примеров одинаково действенна.

Примеры используют в качестве средств формирования определенного способа поведения воспитанника, для того чтобы ориентировать его на позитивный идеал и развить эмоциональное неприятие к асоциальным действиям и поступкам.

Поощрение как метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков человека и стимули­рование к новым.

Наказание как метод воспитания ориентирован на сдерживание негативных действий человека и «сковывающее» (тормозящее) влияние в подобных ситуациях.

Виды поощрений могут быть самыми разнообразными: одобрение, похвала, благодарность, награда, ответственное поручение, поцелуй близкого, моральная поддержка в трудной ситуации, проявление доверия и восхищения, заботы и вни­мания, прощение за проступок.

Виды наказаний: замечание, выговор, общественное порицание, отстранение от важного дела, моральное исключение из общественной повседневной жизни, сердитый взгляд воспитателя, осуждение, возмущение, упрек или намек, ироническая шутка.

Методические приемы

это конкретное проявление определенного метода воспитания на практике. Они определяют своеобразие используемых методов и подчеркивают индивидуальный стиль его работы. В конкретных ситуациях взаи­мосвязь между методами и приемами носит диалектический и неоднозначный ха­рактер. Они могут заменять друг друга, и не всегда видны их соподчиненные отно­шения. Например, в процессе применения метода убеждения воспитатель может использовать примеры, проводить беседы, создавать специальные ситуации воз­действия на сознание, чувства, волю воспитанника. В данном случае пример, бе­седа выступают в качестве приемов решения воспитательной задачи. В то же вре­мя, применяя метод приучения, воспитатель может использовать убеждение в качестве одного из приемов. Убеждение поможет осуществить задачу включения воспитанника в систему целесообразных действий по формированию конкретного опыта; например, строгого выполнения режима работы и отдыха.

Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духов­ной культуры, который используется для решения воспитательных задач. К ним относятся:

• знаковые символы;

• материальные средства;

• способы коммуникации;

• мир жизнедеятельности воспитанника;

• коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания;

• технические средства;

• культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства).

Как правило, человек ощущает на себе ситуативные акты воспитательного вли­яния, которые носят кратковременный характер. Варианты целенаправленного воспитательного взаимодействия воспитателя и воспитанника могут иметь разную форму, продолжительность и осуществляться в различных условиях (в се­мье, образовательно-воспитательном учреждении).

Формы воспитания — это варианты организации конкретного воспитатель­ного акта. Например: разъяснительная беседа родителей о правилах поведения в общественных местах (в школе, музее, театре, стадионе, в магазине), диспут на тему «Что важнее для человека — «Я» или «Мы»?», совместная акция взрослых и детей по благоустройству своего дома, озеленению двора.

Процедуру использования комплекса методов и приемов по достижению вос­питательной цели принято называть методикой.

Систему методов, приемов и средств, применяемую в соответствии с конкрет­ной логикой достижения целей и принципами действия воспитателя, определяют как технологию.

Например, говорят о методике воспитания культуры речи или аккуратности у ребенка, но о технологии речевого тренинга или делового общения. Разработка и применение как методики, так и технологии опираются на научные знания о чело­веке и процессе его воспитания. Поэтому их относят к сфере профессиональной деятельности специалистов в области воспитания человека.

Сочетание развивающих методов и средств воспитания следует использовать в период становления личности воспитанника и стимулировать в нем способность активно реагировать на воспитательное воздействие. То есть действительно быть субъектом конкретной ситуации. Воспитательные методы и средства применяют не только для решения воспитательных задач подрастающего поколения. Они так­же используются с целью оказания помощи взрослым людям, в процессах социа­лизации, адаптации к новым жизненным условиям, коррекции стиля поведения или характера взаимоотношений с людьми.

Резюме

Одни и те же воспитательные задачи могут быть решены разными способами.

Эффективность решения воспитательной задачи зависит от многих факторов, но в первую очередь от:

• логики совокупного применения методов, приемов и воспитательных средств;

• индивидуально-личностных особенностей воспитанника и воспитателя;

• условий и обстоятельств, в которых осуществлялся воспитательный акт.

На самом деле методы и средства воспитания применяются во взаимосвязи. Такое сочетание возможно в контексте как комплекса, так и отдельной воспита­тельной ситуации. Например, в рамках воспитательной работы родителей, членов трудового (ученического, студенческого) коллектива и в ходе воспитательной де­ятельности профессионалов в специальных учреждениях.

К основным понятиям, используемым для понимания способов воспитатель­ного воздействия на человека и приемов взаимодействия воспитателя и воспитан­ника, относят методы, приемы и средства воспитания, формы воспитания, методику и технологию воспитания.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что понимают под методами воспитания?

2. Как содержательно проявляются методы воспитания на практике?

3. Как оценивают эффективность методов воспитания? От чего зависит их выбор?

4. Есть ли универсальные методы и средства воспитания?

5. Приведите примеры воспитательных методов и приемов и проанализируйте их от­личительные признаки.

6. Что используют в качестве воспитательных средств?

7. Как понимают «формы воспитательной работы»?

8. Как понимают методику и технологию воспитания, что между ними общего и в чем различие?

ТИПЫ ВОСПИТАНИЯ

Первый исторический тип воспитания, относящийся к первобытному челове­ку, обладал рядом особенностей. Его отличительной чертой была высокая эффек­тивность и значительное соответствие целей, средств и ре­зультатов воспитания.

Можно сказать, что воспитывала сама жизнь; природ­ная среда требовала от человека только такого поведения и действия, которые позволили бы ему выжить. В данный период проявлялся традиционный характер ориентации детей на воспроизводство деятельности взрослых, опыт которых был сравнительно невелик. Воспитание в перво­бытном обществе осуществлялось вместе с борьбой за вы­живание и требовало постоянного усвоения жизненно не­обходимого ряда навыков, умений и обрядов. Любые виды самоограничений, с которыми сталкивался ребенок, были коллективными и носили обязательный характер. В данном типе воспитания мы встречаемся с уникальным опытом стремления человека от неумения к умению, от незнания к знанию, а также к возникновению потребностей познания окружа­ющего мира.

«Отношения, познающи­еся из опыта, всегда не вполне достоверны и совершенны, и однако же сравнению всегда есть за что уцепиться».

М. Монтень

По мере становления цивилизации первый тип воспитания, основанный на ес­тественном разделении труда и соответствующей социокультурной сущности пер­вобытной эпохи, уступает место второму типу воспитания. Этот тип был детер­минирован общественным разделением труда и сопровождался имущественным и социальным неравенством. Различные социальные группы и отдельные люди име­ли возможности, соответствующие их общественному положению. В результате у них появились разные педагогические задачи. То есть произошла дифференциа­ция целей воспитания и способов реализации последних. Поэтому второй тип представляет историческое многообразие воспитания человека, обусловленное социокультурными особенностями цивилизации, эпохи, страны, нации.

Древние цивилизации оставили человечеству бесценное наследие, относящееся к организованному воспитанию человека (А. Н. Джуринский, Г. Б. Корнетов). Но для каждой великой или локальной цивилизации характерны свои особенности воспитания. Каковы же педагогические традиции великих древних цивилизаций?

Дальневосточная цивилизация сложилась на территории Китая во второй половине 1-го тысячелетия до. н. э. и также утвердилась в Корее и Японии. Не­смотря на некоторую динамику, содержание воспитания в рамках данной цивилизации оставалось практически неизменным вплоть до начала XX века. В процессе истории дальневосточная педагогическая традиция сложилась как результат синкретического единства конфуцианства, даосизма и буддизма.

Китайскому философу Конфуцию принадлежит одна из первых в истории че­ловечества идей, заключающихся во всестороннем развитии личности. Он отда­вал преимущество перед образованностью развитию в человеке нравственного начала. Мудрецы и философы дальневосточной цивилизации воспитывали в моло­дых людях почтительность к старшим, проповедовали стремление к достойной жизни, соразмерной с общественными нормами, ориентировали на бесконечное самосовершенствование.

Последнее предполагало не только познание высшей добродетели, но и следование ей в каждый момент жизни. Свою жизнь нужно было сделать добродетельной, не убегая от страданий в нирвану, не возлагая все надеж­ды на мир иной. Поскольку престиж образованного человека был очень высок, постольку сложился культ образования. В свою очередь воспитание носило пре­имущественно семейно-сословный характер.

Центром Южноазиатской цивилизации была Индия. Данной цивилизации были свойственны общинный уклад жизни и кастовая организация общества, ос­вященная ритуальным символизмом. Педагогическая традиция опиралась на принцип единства трех обязательств человека: перед богом, мудрецами и предка­ми. Через суровое воспитание и самовоспитание человек должен был преодолеть собственную природу и высвободить внутренний мир для слияния с над-личным и над-социальным божественным абсолютом. То есть достичь нирваны.

Педагогические традиции

Мировоззренческой основой педагогической традиции Южноазиатской циви­лизации был индуизм, а позднее буддизм. Данная основа и определяла образ жиз­ни человека, систему социальных и этических норм, обрядов и праздников. Ни воспитание, ни обучение не считались всесильными. Врожденные качества и на­следственность в рамках данной традиции полностью обусловливали возможно­сти воспитания и образования в процессе развития человека. Педагогический иде­ал, различавшийся в зависимости от касты, имел в своей основе такие общие чер­ты, как самообуздание, добронравие, верность обетам, разумность и скромность. Например, у брахманов ведущим качеством считалось проявление интеллекту­альных способностей, у кшатриев — силы и мужества, у вайшьев — трудолюбия и терпения, у шудров — покорности.

Ближневосточная цивилизация формировалась под мощным влиянием исла­ма, иудаизма и христианства. Ее культурная и, соответственно, педагогическая традиция была проникнута глубокой монотеистической религиозностью, сочетав­шейся с элементами рационализма. Человек в мусульманской культуре считался рабом всемогущего Аллаха. Под воспитанием понимали процесс культивирования добродетелей, важнейшей из которых считалось единство слова и дела. Поэтому смысл воспитания сводился к выработке у воспитанников навыков послушания, повиновения воле Аллаха и исполнения религиозных обязанностей. А также тре­бовалось строго выполнять предписанные нормы поведения, которые носили сак­ральный характер и вводили человека в традиционный уклад жизни — конфесси­ональную, кастовую, родовую общность.

К фундаментальным основам исламского воспитания и обучения относили не только религию, знания и науку, мудрость, справедливость, практику и мораль, но и одаренность человека.

Базисные педагогические традиции великих цивилизаций Востока определили восточный тип воспитания. Данному типу свойственны жесткие требования относительно выполнения традиционных норм и канонов. Человек здесь понима­ется как духовное единство эмоций, воли и разума. Одновременно эта традиция стремится обратиться прямо к сердцу как средоточию божественного и челове­ческого. Поэтому знание носит вторичный характер как способ достижения «ло­кальных» задач. В результате, для человека Востока ограничение индивидуаль­ной свободы, независимости мышления, самостоятельности в различных сферах общественной жизни было типично.

Западная цивилизация зародилась в античную эпоху. Становление западной педагогической традиции началось в Древней Греции. Именно тогда сложились спартанская и афинская модели обучения и воспитания, ставшие первоисточни­ком развития западной педагогической теории и практики. Если Спарта продемон­стрировала миру образец общественного и военно-физического воспитания, то Афины — систему всестороннего и гармоничного развития человека. Именно здесь был выдвинут идеал воспитания свободной творческой личности, включен­ной в полисный (общественный) уклад жизни, соразмерно античному пониманию космоса. Пафос практики воспитания и обучения в Древней Греции пронизывал принцип соревновательности (агонистики). Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества. В трактате «Государство» Платон одним из пер­вых выдвинул идею воспитания человека на протяжении всего жизненного пути.

Педагогические традиции 2

Уже на данном этапе развития западной цивилизации как генотипа современ­ной европейской культуры проявилась тенденция сочетания целенаправленных и ценностно-рациональных подходов к решению воспитательно-образовательных проблем.

Базовая педагогическая традиция западной цивилизации прошла долгий и про­тиворечивый путь.

Следует выделить основные черты педагогической традиции, определившей западный тип воспитания.

К ним относятся:

• ценностно-рациональный характер обучения и воспитания;

• преимущественная ориентация на развитие воли и разума;

• утверждение в человеке индивидуального и творческого начал, сочетавшее­ся с гармонизацией отношений с социумом.

Для понимания исторического развития педагогических традиций западной цивилизации и формирования соответствующего процесса в России особое значе­ние имеет римский период.

Воспитание в Риме носило гражданский и политический характер, а образова­ние было по преимуществу риторическим.

Воспитание в Византии ориентировалось на познание души или самопознание и, соответственно, на самосовершенствование. Именно в этот период зарождает­ся педагогическая традиция светского и книжного образования, стремящаяся к независимости от диктата церкви и поиску гуманистических идеалов в воспита­нии человека.

Соответствующие традиции складывались в России преимущественно под вли­янием западной культуры и цивилизации, в особенности византийской.

В. О. Ключевский характеризовал ее следующим образом:

• в древний период — семейно-общинное воспитание и мифологическое обра­зование;

• затем христианское воспитание человека на «миру» и приобщение человека к православию с самого раннего возраста;

• схоластическое образование.

На протяжении длительного исторического периода воспитание в России подразделялось на народное (крестьянское), домостроевское (воспитание в семьях купцов и мещан) и дворянское. В свою очередь народное образование было на­чальным и ремесленным, а дворянское высшим.

С 1917 года в России реализуются идеи коммунистического воспитания. По­следнее предполагает программу всеобщей грамотности и трехступенчатую сис­тему непрерывного образования, характеризующуюся единообразием образова­тельных учреждений во всех регионах России (детский сад, школа, училище, тех­никум, институт, университет).

С начала 1990-х годов Россия перешла к новому этапу решения воспитатель­ных и образовательных задач.

Модели и стили воспитания

В процессе теоретического обоснования и объяснения природы воспитания выде­ляют три основные парадигмы, представляющие определенное отношение к соци­альным и биологическим детерминантам.

Парадигма социального воспитания (П. Бурдье, Ж. Капель, Л. Кро, Ж. Фура-стье) ориентируется на приоритет социума в воспитании человека. Ее сторонни­ки предлагают корректировать наследственность с помо­щью формирования соответствующего социокультурного мира воспитуемого,

«То, что мы знаем, ограничено, а что не знаем бесконечно». Лаплас

Сторонники второй, биопсихологической парадигмы (Р. Галь, А. Медичи, Г. Миаларе, К. Роджерс, А. Фабр) признают важность взаимодействия человека с социокультурным миром и одновременно отстаивают независи­мость индивида от влияний последнего.

Третья парадигма акцентирует внимание на диалек­тической взаимозависимости социальной и биологиче­ской, психологической и наследственной составляющих в процессе воспитания (3. И. Васильева, Л. И. Новикова, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский).

Виды воспитания классифицируются по принципу содержательного многооб­разия воспитательных целей и способов их достижения.

По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, вне­школьное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (об­щинное), а также воспитание в детских, юношеских организациях и в специали­зированных образовательных учреждениях (детских домах, школах-интернатах).

Семейное воспитание — это организация жизнедеятельности ребенка в ус­ловиях семьи. Именно семья в течение первых шести-семи лет жизни ребенка фор­мирует основы будущей личности. Семейное воспитание продуктивно, если оно осуществляется в атмосфере любви, взаимного понимания и уважения. Значи­тельную роль здесь также играет профессиональная самореализация и материаль­ное благополучие родителей, создающие условия для нормального развития ре­бенка. Например, «силовые отношения» распространяются там, где имеют место разногласия и ссоры между сослуживцами, соседями, женами и мужьями, родите­лями и детьми; где употребляют алкоголь и наркотики (Делез Ж. Фуко. М. 1998).

Воспитание ребенка предполагает включение его в ряд обычных домашних обя­занностей (уборка своей постели, комнаты), постепенное усложнение заданий и видов деятельности (спорт, музыка, чтение, работа в саду). Поскольку у ребенка в этом возрасте имитация (непосредственное воспроизведение действий, слов и поступков окружающих людей) выступает в качестве одного из основных способов познания мира, постольку желательно ограничить внешние отрицательные влияния.

Школьное воспитание — это организация учебной деятельности и жизни детей в условиях школы. В данных условиях важное значение имеет личность учителя и позитивный характер общения с учениками, образовательно-воспитательная и психологическая атмосфера занятий и отдыха. А также внеучебная воспита­тельная работа, включающая в себя поддержание школьных традиций и праздников, организацию самоуправления.

Внешкольное воспитание предполагает, что решение вышеозначенных задач осуществляется внешкольными образовательно-воспитательными учреждениями, организациями и обществами. К ним относятся центры развития, дома творчества детей, комнаты школьника при отделениях милиции (куда помещают подрост­ков, нарушивших общественный порядок или преступивших закон), общества «зе­леных» (юных натуралистов и экологов).

Авторитарное воспитание

Конфессиональное воспитание реализуется посредством религиозных тради­ций и обрядов, приобщения к системе религиозных ценностей и конфессиональ­ной культуре, обращенных к «сердцу», к вере в божественное происхождение че­ловека. Поскольку верующие люди составляют около 90 % человечества, постоль­ку роль религиозного или церковного воспитания очень велика.

Воспитание по месту жительства — это организация общественно полез­ной деятельности детей и молодежи в микрорайоне проживания. Данная, совмест­ная со взрослыми деятельность заключается в посадке деревьев, уборке террито­рии, сборе макулатуры, оказании шефской помощи одиноким старикам и инвали­дам. А также кружковая работа, спортивные соревнования и праздники, органи­зованные родителями и педагогами.

По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками (по при­знаку управления процессом воспитательного воздействия на воспитанника со стороны воспитателя) различают авторитарное, демократическое, либеральное и попустительское воспитание.

Авторитарное воспитание — тип воспитания, в рамках которого определен­ная идеология принимается в качестве единственной истины во взаимоотношени­ях между людьми. Чем выше социальная роль воспитателя как транслятора этой идеологии (учителя, священника, родителей, идеологических работников и т. п.), тем сильнее выражено принуждение воспитанника вести себя согласно данной идеологии. В этом случае воспитание осуществляется как оперирование приро­дой человека и манипулирование его действиями. При этом доминируют такие воспитательные методы, как требование (прямое предъявление нормы должного поведения в конкретных условиях и к конкретным воспитанникам), упражнение в должном поведении с целью формирования привычного поведения и др. Принуж­дение является основным путем передачи социального опыта новому поколению. Степень принуждения определяется тем, насколько воспитуемый имеет право сам определять или выбирать содержание прошлого опыта и ценностной системы — семейных ценностей, норм поведения, правил общения, ценностей религии, этни­ческой группы, партии и т. п. В деятельности воспитателя доминирует догма все­общей опеки, безошибочности, всезнайства.

Авторитарный стиль характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. В этом случае педагог единолично принимает и меняет решения, большинство вопросов в отношении проблем обучения и воспитания решает сам.

Преобладающими методами управления деятельностью своих воспитанников являются приказы, которые могут отдаваться в жесткой или мягкой форме (в виде просьбы, которую нельзя не выполнить). Авторитарный педагог всегда очень строго контролирует деятельность и поведение воспитанников, требователен к четкости выполнения его указаний. Инициатива воспитанников нe поощряется или поощряется в строго определенных пределах.

Рассматривая ситуации проявления авторитарного стиля на практике, можно обнаружить две крайности. Авторитарный стиль может реализоваться педагогом в режиме собственных ощущений, которые можно описать с помощью метафор:

«Я — командующий» или «Я — отец».

При позиции «Я — командующий» властная дистанция очень велика, и в про­цессе взаимодействия с воспитанником усиливается роль процедур и правил. При позиции «Я — отец» сильная концентрация власти и влияния на действия воспитанника в руках педагога сохраняется, но при этом большую роль в его действиях забота о воспитаннике и ощущение ответственности за его настоящее и будущее.

Демократический стиль

Демократический стиль воспитания характеризуется определенным распре­делением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга, интересов и пр. Педагог старается принимать решения, со­ветуясь с воспитанником, и предоставляет ему возможность высказывать свое мнение, отношение, делать самостоятельно выбор. Часто такой педагог обраща­ется к воспитаннику с просьбами, рекомендациями, советом, реже — приказывает. Систематически контролируя работу, всегда отмечает положительные результаты и достижения, личностный рост воспитанника и его просчеты, обращая внимание на те моменты, которые требуют дополнительных усилий, работы над собой или специальных занятий.

Педагог требователен, но одновременно справедлив, во всяком случае старается таковым быть, особенно в оценке действий, суждений поступков своего воспитанника. В общении с людьми, в том числе и с детьми, всегда вежлив и доброжелателен.

Демократический стиль может на практике реализоваться в системе следующих метафор: «Равный среди равных» и «Первый среди равных».

Первый вариант — «Равный среди равных» — это стиль отношений между воспитателем и воспитанником, в рамках которого педагог в основном выполняет необходимые обязанности по координации действий воспитанника в организации его учебной деятельности, самообразования, досуга и пр., учитывая его интересы и собственное мнение, согласовывая с ним на правах «взрослого» человека все во­просы и проблемы.

Вторая позиция — «Первый среди равных» — реализуется в отношениях меж­ду педагогом и воспитанником, в которых доминирует высокая культура деятельности и отношений, большое доверие педагога к воспитаннику и уверенностью правильности всех его суждений, действий и поступков. В этом случае педагог признает право на автономию и в основном видит задачу в координации самостоятельных действий ученика и оказании помощи при обращении к нему самого воспитанника.

Уточним понимание демократического взаимодействия — это такой тип взаимодействия людей, если ни у одной из двух договаривающихся сторон нет возможности заставить другую что-либо делать. Например, директора двух соседних школ договариваются о сотрудничестве. У них одинаковый социально-административный статус, они в равной степени экономически и социально защищены. В этом случае, чтобы достичь результата, им приходится договариваться. Второй пример: два учителя школы договариваются о разработке интегрированного курса. Путь через принуждение в этой ситуации в принципе неприемлем.

Однако ситуация меняется, если взаимодействуют люди, находящиеся на разных уровнях, например, иерархической служебной лестницы как в рамках одной организации, так и в условиях социума.

Для некоторых педагогов убеждение своих воспитанников (или сотрудников в процессе профессиональной деятельности) есть единственно возможный способ общения и взаимодействия, несмотря на то, что данный стиль обладает не только плюсами, но и минусами. Это может быть следствием воспитания, жизненного опыта, результатом развития личности и становления характера или следствием обстоятельств, конкретной ситуации. Например, в ситуации, когда педагог имеет дело с воспитанником, обладающим сильным характером (или руководитель при­ходит в организацию с сильным, сложившимся творческим коллективом профес­сионалов), то стиль руководства один, если же педагог выполняет роль воспитате­ля подростка-правонарушителя — стиль другой.

Либеральный стиль

(невмешательство) воспитания характеризуется отсут­ствием активного участия педагога в управлении процессом обучения и воспита­ния. Многие, даже важные дела и проблемы фактически могут решаться без его активного участия и руководства с его стороны. Такой педагог постоянно ожидает указаний «сверху», являясь фактически передаточным звеном между взрослыми и детьми, руководителем и подчиненными. Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих воспитанников. Он решает в основном те вопросы, которые назревают сами, контролируя работу воспитанника, его по­ведение от случая к случаю. В целом такой педагог отличается низкой требова­тельностью и слабой ответственностью за результаты воспитания.

Попустительский стиль воспитания характеризуется своего рода «равноду­шием» (чаще всего, неосознанным) со стороны педагога в отношении развития, динамики учебных достижений или уровня воспитанности своих воспитанников. Это возможно либо от очень большой любви воспитателя к ребенку, либо от идеи полной свободы ребенка везде и во всем, либо от бездушия и равнодушия к судьбе ребенка и т. п. Но в любом случае такой педагог ориентируется на удовлетворение любых интересов детей, не задумываясь над возможными последствиями их по­ступков, не ставя перспектив личностного развития. Главный принцип в деятель­ности и поведении такого педагога — не препятствовать любым действиям ребенка как и удовлетворять его любые желания и потребности, возможно, даже в ущерб не только себе, но и ребенку, например, его здоровью и развитию духовности, интел­лекта.

На практике ни один из приведенных стилей у педагога не может проявляться в «чистом виде». Также очевидно, что применение только демократического сти­ля не всегда бывает эффективным. Поэтому для анализа практики воспитателя чаще применяют так называемые смешанные стили: авторитарно-демократиче­ский, либерально-демократический и пр. Каждый педагог может применять раз­ные стили в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя прак­тика формирует индивидуальный стиль воспитания, который относительно ста­билен, обладает незначительной динамикой и может совершенствоваться в раз­личных направлениях. Смена же стиля, например переход от авторитарного к демократическому, является радикальным событием, ибо каждый стиль основы­вается на особенностях характера и личности педагога, и его смена может сопро­вождаться серьезной психологической «ломкой» человека.

В зависимости от философской концепции, определяющей принципы и осо­бенности системы воспитания, выделяют модели прагматического, антрополо­гического, социентарного, свободного и других видов воспитания. Философское осмысление воспитания (Б. П. Битинас, Г. Б. Корнетов и др.) раскрывает то об­щее, что характерно для практики воспитания разных стран, народов, эпох, циви­лизаций. Поэтому модели воспитания, разработанные на основе философских кон­цепций и идей, отвечают в большей мере не столько на вопрос «что» воспитывают, сколько на вопрос «почему» так осуществляется процесс воспитания, раскрывая его идеи и особенности как целостного процесса.

Обратимся лишь к некоторым идеям, лежащим в основе наиболее известных в мире моделей воспитания.

Идеализм в воспитании восходит к идеям Платона. Его последователи рас­сматривали воспитание как создание для воспитуемых такой среды, благодаря которой заложенные в душе вечные и неизменные идеи достигли бы расцвета, что и предопределило бы развитие полноценной личности. Основное назначение вос­питания в рамках данной доктрины — помощь воспитуемому в открытии высшего мира идей и превращение последнего в содержание личности воспитываемого. Важно научить и приучить воспитываемого пользоваться разумом, побуждаемым внутренними, врожденными императивами. Средствами воспитания и в процессе воспитания осуществляется восхождение от природного начала к высшему в че­ловеке — духовности. Однако представители данного направления по-разному ви­дели соотношение целей воспитания и способов их достижения. Так, например, И. Г. Песталоцци главной целью воспитания видел осознание воспитанником себя как самоценности. Его последователь Ф. Фребель считал, что содержание и фор­ма воспитания определяются духовной реальностью, а развитие ребенка есть ма­териальное проявление его внутреннего мира и одухотворение физического суще­ствования, И. Гербарт определял главную цель воспитания как гармонию воли с этическими идеями и выработку интереса к самым разным явлениям. В. Дильтей так формулировал задачу воспитания — научить воспитуемого пониманию чужого мира, то есть жизни, объективированной в предметах культуры путем вживания, сопереживания и т. п., что объединяется понятием герменевтического метода.

Современные представители

Современные представители данного направления в понимании и организации процесса воспитания исходят из следующих положений: в основе процесса воспитания должен лежать высокий интеллектуально-содержательный уровень взаи­модействия воспитателя и воспитанника, описываемый как присвоение воспитуемым достижений человеческой культуры; основой воспитания должна быть само­реализация личности воспитуемого, и мастерство воспитателя заключается в раскрытии глубинного потенциала души воспитуемого.

Реализм как философия воспитания явился детерминантом концепций вос­питания. Реализм в воспитании человека исходит из положений о передаче воспитуемому бесспорных знаний и опыта в препарированном виде, истины и ценно­стей культуры через разделение целостной реальности на предметное отображе­ние с учетом возрастных возможностей их присвоения. Воспитание должно строиться как помощь воспитаннику в осознании того, что естественным образом побуждает его поведение и деятельность. В результате приоритет отдается мето­дам воспитательного воздействия на сознание воспитанника и практическую дея­тельность, при этом недостаточное внимание уделяется развитию эмоционально-образной сферы личности.

Слабое место моделей воспитания, разработанных на так называемом мате­риалистическом реализме, состоит в том, что принижается роль знаний о самом человеке в процессе его воспитания, не признается его право на иррациональность в поступках, в жизнедеятельности.

Прагматизм как философия воспитания. Его представители рассматривают воспитание не как подготовку воспитанника к будущей взрослой жизни, а как жизнь воспитуемого в настоящем. Поэтому задача воспитания в рамках данного направления — научить воспитуемого решать реальные жизненные проблемы и с накоплением такого опыта добиться максимального благополучия, успеха в рам­ках тех норм, которые определены социальной средой его жизнедеятельности. Отсюда в основу содержания воспитания предлагается положить сам процесс решения жизненных проблем. Воспитуемые должны научиться общим принципам и методам решения типичных проблем, с которыми сталкивается человек в тече­ние жизни, и накапливать опыт решения таких проблем в реальных условиях сво­ей жизнедеятельности с тем, чтобы не только успешно включиться в жизнь совре­менного общества, но и стать проводником социальных преобразований. То есть в процессе воспитания воспитатель должен приучить воспитанника не к пассивно­му приспособлению к реальным условиям, а к активному поиску путей улучше­ния своего благополучия, вплоть до преобразования условий в желаемом для себя направлении. Воспитание — это постоянное побуждение воспитуемого к экспе­риментированию с целью подготовить его к встрече с жизненными реалиями, ко­торые полны случайностей, опасностей, риска. Воспитание должно быть нацеле­но на подготовку воспитанника к встрече с будущим, приучить его к разработке планов своего будущего и к выбору подходящего стиля жизни, стандартов поведе­ния по критерию полезности. Значит, в рамках данного направления воспитание рассматривается и как проблемное, в котором изменчивы воспитательные ситуации, постоянно меняются среда и само взаимодействие индивида с воспитателем и средой, меняются передаваемый и приобретаемый опыт и сами субъекты воспи­тательного процесса. Основой воспитания считается воспитательное взаимодей­ствие воспитанника с реальной средой, как природной, так и социальной, как на познавательном, так и практическом уровнях. Содержание воспитания должно ис­ходить из логики самой жизни воспитанника и из его потребностей. То есть явно видна направленность воспитания на индивидуальное саморазвитие воспитанни­ка. В связи с этим цели воспитанияникак не связываются с нормами и разрабаты­ваются каждым педагогом с учетом как общих целей, так и конкретной ситуацией.

Слабым местом данной модели воспитания является крайнее выражение философская прагматизма, что на практике проявляется в воспитании жестких праг­матиков и индивидуалистов.

Антропоцентрическая модель воспитания опирается на понимание сущно­сти человека как открытой системы, постоянно изменяющейся и обновляющейся одновременно с обновляющимся в процессе его активной деятельности окружаю­щим миром, а также на положение о сущности воспитания как создании среды, максимально благоприятной для саморазвития индивида. То есть процесс воспи­тания человека не может быть ограничен нормами или ориентирован на идеал, а следовательно, не может иметь завершения. Достаточно лишь программировать процесс развития личности — что надо сделать воспитателю, чтобы сохранить че­ловеческое в ученике и помочь воспитаннику в процессе саморазвития, прояв­лениях творчества, обретении духовного богатства, проявлениях индивидуаль­ности. Процесс воспитания должен строиться так, чтобы воспитанник мог совер­шенствоваться во всем многообразии проявлений человека. В рамках данного на­правления возможны различные системы организации воспитания—с позиций доминирования биологии, этики, психологии, социологии, религиозной и культур­ной антропологии в их взаимосвязи.

Социетарная модель воспитания

ориентирована на выполнение социально­го заказа как высшей ценности для группы людей, который предполагает тенден­циозный подбор содержания и средств воспитания в рамках малых (семья, рефе­рентная группа, школьный коллектив и др.) и больших социальных групп (обще­ственные, политические, религиозные сообщества, нация, народ и др.). Коммуни­стическая система ценностей, например, на иерархическую вершину выдвигала класс трудящихся и воспитание рассматривала как воспитание труженика и бор­ца за освобождение человечества от эксплуатации труда человека, игнорируя ин­тересы других классов и социальных групп. Националистическая система в каче­стве высшей ценности принимает свою нацию и через интересы своей нации рас­сматривает интересы всех других наций. В этом случае воспитание сводится к воспитанию члена самой главной и великой нации на земле, готового служить сво­ей нации вне зависимости от того, насколько этим игнорируются или ущемляют­ся интересы других наций. Возможны и другие примеры. Общим для них является тот факт, что все ценности, кроме принятой в обществе или социальной группе, признаются ложными.

Гуманистическое воспитание опирается прежде всего на учет личностных и индивидуальных особенностей воспитанника. Задачей воспитания, базирующегося на идеях гуманизма, является помощь становлению и совершенствованию личности воспитанника, осознанию им своих потребностей и интересов. В процессе воспитательного взаимодействия педагог должен быть нацелен на то, чтобы узнать и принять воспитанника таким, каков он есть, помочь осознать цели развития (процесс самоактуализации человека) и способствовать их достижению (личностный рост), не снимая при этом меру ответственности за результаты (оказывая помощь в развитии). При этом воспитатель, даже если это как-то ущемляет его интересы, организует процесс воспитания с максимальным удобством для воспитанника, создает атмосферу доверия, стимулирует деятельность последнего по выбору поведения и решению проблем.

Свободное воспитание — это вариант демократического стиля воспитания, направленное на формирование интересов у воспитуемых и создание условий для свободного выбора способов их удовлетворения, а также ценностей жизни. Ведущей целью такого воспитания является научение и приучение воспитанника быть свободным и нести ответственность за свою жизнь, за выбор духовных ценностей. Сторонники данного направления опираются на идею, что человеческую сущность индивида составляет совершаемый им выбор, а свободный выбор неотделим от развития критического мышления и от оценивания роли социально-экономических структур как факторов жизнедеятельности, от ответственной активности в определении способов управления собой, своими эмоциями, поведением, характером человеческих отношений в обществе. Поэтому воспитатель призван помочь воспитуемому понять себя, осознать свои потребности и потребности окружающих людей и уметь их согласовывать в конкретных жизненных обстоятельствах. Воспитание при этом следует и помогает природе ребенка или взрослеющего мо­лодого человека, устраняя вредные влияния и обеспечивая естественное разви­тие. Задача такого воспитания — привести в гармонию действие этих сил.

Технократическая модель воспитания основана на положении, согласно которому процесс воспитания должен быть строго направленным, управляемым и контролируемым, технологично организованным, а значит, воспроизводимым и приводящим к проектируемым результатам. То есть представители данного на­правления в процессе воспитания видят реализацию формулы «стимул—реак­ция—подкрепление» или «технологию поведения» (Б. Скиннер). Воспитание в этом случае рассматривают как формирование системы поведения воспитуемого с помощью подкреплений, видя возможность конструировать «управляемого ин­дивида», вырабатывать желаемое поведение в различных социальных ситуациях как социально одобряемые нормы, поведенческие стандарты.

В этом подходе таится угроза манипулирования человеком, воспитания чело­века-функционера.

Отечественный опыт

Поликультурное воспитание предполагает учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств и предусматривает:

• адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования мно­жества разнородных культур; взаимодействие между людьми с разными тра­дициями;

• ориентацию на диалог культур;

• отказ на культурно-образовательную монополию в отношении других наций и народов.

Поликультурное воспитание культивирует в человеке дух солидарности и вза­имопонимания во имя мира и сохранения культурной идентичности различных народов.

В мировом сообществе наметилась тенденция к самовоспитанию и воспита­нию человека на протяжении всей жизни. Она означает:

• преемственность между дошкольными, внешкольными, школьными учреж­дениями и вузом в решении воспитательных задач;

• процесс непрерывного самовоспитания человека в течение жизни;

• реализацию потребности человека в постоянном обогащении опыта соци­альных отношений, способов общения и взаимодействия с людьми, техни­кой, природой, Вселенной.

Такое воспитание ориентировано на развитие у каждого человека планетарно­го мышления и осознание принадлежности к человеческому сообществу в прошлом, настоящем и будущем.

Система воспитания — это совокупность взаимосвязанных целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной социальной структуры (семьи, школы, вуза, государства) и логике выполнения социального заказа.

Любая система воспитания востребована конкретным обществом и существует до тех пор, пока сохраняет свою значимость. Поэтому она имеет конкретно-исторический характер.

Человечеству известно педагогическое наследие древних цивилизаций, эпохи Античности, Средневековья, Возрождения, XVIII-XIX веков и современного периода развития человечества — XX и начала XXI века.

В чем специфика систем воспитания, наиболее известных в мире?

Спартанская система воспитания преследовала, по преимуществу, цель подготовить воина—члена военной общины. До 7 лет ребенок воспитывался в семье няньками-кормилицами. С 7 лет полис (город-государство) брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов. Этот процесс проходил в три этапа.

На первом этапе (7-15 лет) дети приобретали навыки письма и чтения, но главным оставалось физическое закаливание, которое было чрезвычайно разнообразным (ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках). С 12 лет возрастала суровость воспитания мальчиков, которых приучали не только к аскетическому образу жизни, но и к немногословию. В 14 лет мальчика, пропуская через жестокие физические испытания, посвящали в эйрены — члена общины с предоставлением определенных гражданских прав. В течение последующего года эйренов проверяли на стойкость в военных отрядах спартиатов.

На втором этапе воспитания (15-20 лет) к минимальному обучению грамоте добавлялось обучение пению и музыке. Однако способы воспитания ужесточались. Подростков держали в голоде и приучали самих добывать себе еду, физически наказывая тех из них, которые терпели неудачу. К 20 годам эйрены посвящались в воины и получали полное вооружение.

Афинская система воспитания.

В течение третьего этапа (20-30 лет) они постепенно приобретали статус полноправного члена военной общины. В результате всех вышеперечисленных этапов воспитания воины свободно владели копьем, мечом, дротиком и другим оружием того времени. Однако спартанская культура воспитания оказалась гипертрофированной военной подготовкой при фактическом невежестве молодого поколения. Воспитательная традиция Спарты периода VI-IV вв. до н. э. в итоге свелась к физическим упражнениям и испытаниям. Именно эти элементы стали предметом подражания в последующие эпохи.

Афинская система воспитания. Она явилась образцом воспитания человека Древней Греции, основная задача которого сводилась к всестороннему и гармо­ничному развитию личности. Главным принципом была соревновательность в гим­настике, танцах, музыке, словесных спорах.

Система организованного воспитания реализовывалась поэтапно.

До 7 лет мальчиков воспитывали дома. С 7 до 16 лет они посещали одновремен­но мусическую и гимнастическую (палестра) школы, в которых получали преиму­щественно литературное, музыкальное и военно-спортивное образование и вос­питание.

На втором этапе (16-18 лет) юноши совершенствовали свое образование и развивали себя в гимназиях. Вершиной достижений молодого человека (18-20 лет) считалось пребывание в эфебии — общественном учреждении по совер­шенствованию военного мастерства.

Таким образом, данная система ориентировала на овладение «совокупностью добродетелей», в дальнейшем получившей известность как программа «семи сво­бодных искусств» (грамматика, диалектика, искусство спора, арифметика, геомет­рия, астрономия, музыка). Эта программа стала символом образования для мно­гих поколений и вошла в историю как традиция греческой образованности.

В Европе VI-XV веков большое влияние в мире имела религиозная традиция воспитания человека, в особенности христианская. Основная задача такого вос­питания определялась как приведение человека к гармонии между земным и не­бесным существованием через усвоение и выполнение религиозно установленных нравственных норм (православной, мусульманской, буддистской).

В разных странах и у разных народов идеи религиозного воспитания воплоти­лись в конкретные формы, многообразие которых наблюдается и в современном мире.

В отличие от большинства средневековых государств, в Византии сложилась своя система образования и воспитания человека, которая повлияла на развитие европейской и российской педагогической традиции.

Именно в этот период в западной цивилизации определились три основные ста­дии образования человека: элементарное, среднее и высшее. Однако достаточно ясные очертания трехступенчатой системы образования в истории Китая отмеча­ются намного раньше — в период династии Хань (II в. до н. э. — II в. н. э.).

Истории известны разные примеры сословного воспитания и образования. В наиболее организованном виде сословное домашнее (или семейное) воспитание и образование представлено в системе рыцарского воспитания и в системе воспи­тания джентльмена (Дж. Локк).

Например, идеал рыцарского воспитания включал в себя жертвенность, по­слушание и одновременно личную свободу, презрительное отношение к книжной традиции грамотного человека, соблюдение «кодекса чести». В основе содержа­ния рыцарского воспитания лежала программа «семи рыцарских добродетелей»: владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пе­ние и игра на музыкальном инструменте.

Система рыцарского воспитания

— состояла из следующих этапов. До 7 лет маль­чик получал домашнее воспитание. С 7 до 14 лет при дворе феодала (сюзерена) он был пажом при супруге сюзерена и ее придворных и приобретал круг знаний, уме­ний и опыт придворной жизни. С 14 лет до 21 года мальчик переходил на мужскую половину и становился оруженосцем при рыцарях двора сюзерена. За эти годы жизни при дворе молодому человеку необходимо было освоить «начала любви, войны и религии». В 21 год проходило посвящение в рыцари. Обряд предварялся испытаниями на физическую, воинскую и нравственную зрелость на турнирах, поединках, пирах. Традиция рыцарского воспитания сохранилась и поныне, прежде всего в соблюдении юношами «кодекса чести» как идеи эстетического и физического развития человека, высоко ценящего чувство собственного достоинства в любых жизненных обстоятельствах.

Идеал воспитания по Локку — джентльмен — высокообразованный и деловой человек. Как правило, это был выходец из высшего общества, получивший воспитание образование на дому с помощью приглашенных учителей и воспитателей. Джентльмен — человек, отличавшийся утонченностью в обращении с людьми и обладавший качествами дельца и предпринимателя. Именно эти особенности легли в основу западной воспитательно-образовательной традиции XVIII-XX веков.

Процесс воспитания джентльмена также имел поэтапный характер и глав­ными составляющими его системы были:

• физическое воспитание, выработка характера, развитие воли;

• нравственное воспитание и обучение хорошим манерам;

• трудовое воспитание;

• развитие любознательности и интереса к учению, которое должно было иметь как теоретическую направленность, так и практический характер.

В качестве главных воспитательных средств использовались пример, труд, среда и окружение растущего человека. Данная система была ориентирована на учет индивидуальных особенностей воспитанника и на развитие его личности, становление человека как индивидуальности.

Система воспитания человека в коллективе и через коллектив А. С. Макаренко была реализована в России в период с 1930 по 1980 год. Она получила известность во всем мире как система «коммунистического воспитания». Главная ее задача заключалась в воспитании человека-коллективиста, для которого общественные интересы должны были быть всегда выше личных. Этот процесс рассматривается и реально организуется в соответствии с тремя этапами развития коллектива.

Первый этап характеризуется низким уровнем развития коллектива, и приоритет в постановке целей, выборе форм коллективной деятельности и оценке результатов отдается воспитателю как организатору и руководителю,

На втором этапе, в процессе формирования актива и лидеров, управление частично отдается наиболее инициативным членам коллектива.

На третьем, высшем этапе развития коллектива самоуправление становится главным звеном управления всей работой. При этом усиливается значимость общественного мнения в целях воспитания каждого его члена и ослабляется ведущая роль воспитателя.

Каждый коллектив должен был руководствоваться «законами движения коллектива», сформулированными А. С. Макаренко. Например, принцип параллельного и индивидуального действия, система перспективных ли­ний. Основными показателями успешности воспитания в рамках данной системы считались коллективизм, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность перед коллективом, коммунистическая целеустремленность, убежденность и чув­ство гордости.