Культурное наследие

Россия отличается от многих государств выдающейся культурным  наследием, имеющим мировое значение, накопленным творческим потенциалом и уникальными традициями, генерирующими интерес населения к художественным ценностям.В основе культуры России заложены уважение к национальным традициям, героической истории своих предков, духовность, толерантность и патриотизм. Все эти качества стали для мирового сообщества неотъемлемыми признаками национального характера российского народа, воспитанного на лучших образцах отечественной литературы и искусства. Эти стратегические ресурсы России достались нам в наследство, и мы не можем не думать об их сохранении для будущих поколений.

В реализации национальных интересов России сегодня все отчетливее проявляется тенденция нового понимания культуры – как основы государственности, ресурса социальной стабильности, экономического роста и национальной безопасности, в связи с чем, вопрос о сохранении культурно-нравственных ценностей и укрепление духовного единства российского народа приобретает новое качество.

Современное понимание роли и места культуры в развитии государства и общества нашло свое отражение в основных направлениях развития сферы культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации до 2015 года, где определены важнейшие цели государственной культурной политики: обеспечение права граждан на участие в культурной жизни и свободу творческого самовыражения, создание оптимальных условий для расширения доступности культурных ценностей и повышения качества культурных услуг, сохранение культурного наследия народов России.

Несомненно – искусство играет огромную, по сути невосполнимую, роль в развитии личности, и по силе творческого воздействия с ним едва ли что можно сравнить. Это заставляет с особой остротой поставить проблему приобщения населения нашей страны к искусству. Государственная идеология, выстроенная на этих основах, позволит понять, что великая российская культура, унаследованная от прошлых поколений – бесценный дар государству и обществу, потому что в ней кроются колоссальные возможности по обеспечению стратегии реформ в нашей стране, которые в последние годы не были задействованы и в достаточной степени.

Сегодня становится очевидным, что связь культуры с социальными и экономическими процессами, приобретая новое качество, обеспечивает овладение новыми технологиями, способствующими рационализации и повышению эффективности отраслей и всех видов общественно значимой деятельности. Становится очевидным влияние культуры на все сферы жизни общества и конечные результаты реализации приоритетных национальных проектов «Здравоохранение», «Образование», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и «Развитие агропромышленного комплекса». Данный процесс свидетельствует о возможности и необходимости определения ориентиров культурной политики на более интенсивной, инновационный основе с учетом межведомственного взаимодействия.

Выбор приоритетных направлений реализации государственной политики в области сохранения культурно-нравственных ценностей и укрепления духовного единства российского народа обусловлен необходимостью в максимально сжатые сроки преодолеть ряд системных угроз, причины и последствия которых выходят далеко за пределы собственно отрасли культура.

Развитие современного мирового сообщества, идущего по пути глобализации всех экономических и социальных процессов, уже привело к тому, что в общественном сознании стало утрачиваться значение традиционных незыблемых признаков государства даже таких как патриотизм, национальное единство и т.п., вызывая к жизни самые темные и невежественные националистические, экстремистские идеи и движения.

Растущая социальная дифференциация общества, девальвация прежних духовных и культурных ценностей оказали негативное воздействие на общественное сознание, заметно снизилась роль искусства и отечественной культуры как важнейшего фактора формирования патриотизма Становится очевидной постепенная утрата нашим обществом принципов традиционного российского, выработанного веками совместного мирного сосуществования различных народов и культур.

Противопоставить этим процессам, угрожающим целостности страны, можно только интенсивное утверждение непреложной ценности российской культуры и русского языка, по сей день объединяющих огромную территорию России в единое, целостное, суверенное государство.

Чтобы не утратить основы основ жизнеустройства России, необходимо, прежде всего, поддержать, а где-то и спасти, базовые основы российской культуры. Нельзя не видеть, что ориентация на поддержку федеральным центром только высших достижений в профессиональном искусстве и крупнейших культурных институций в самое ближайшее время приведет к деградации и гибели того явления, которое называется «народная традиционная культура» и русская культура в частности. Без детских музыкальных школ и школ искусств некому будет учиться в наших консерваториях, а затем играть в оркестрах, петь на оперной сцене. Исчезновение муниципальных библиотек и музеев обречет огромное число наших юных и взрослых сограждан на функциональную неграмотность и историческое беспамятство. Результатом этого будут не только пустые залы национальных музеев и библиотек, но общая деградация населения страны.

Такой сценарий развития общества и государства можно расценивать только как одну из самых сильных угроз национальной безопасности России.

Особую актуальность этот вопрос приобретает в связи с необходимостью реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, в котором было сказано о том, что сегодня крайне важно развивать национальные культуры народов России, включая поддержку фольклора. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость и ее, без преувеличения, необходимо осмыслить как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

В Послании Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию сказано откровенно: «пережитый страной длительный экономический кризис тяжело сказался на положении российской интеллигенции, на состоянии искусства и литературы, народного творчества. Эти трудности едва ли не привели к исчезновению многих духовных, нравственных традиций России». Годы реформ создали условия для развития рыночной экономики, обеспечили индивидуальные свободы, изменили самый способ жизни людей, но одновременно привели к жесточайшим последствиям для социальной сферы, вызвав настоящее поражение всего гуманитарного сектора – науки, образования, культуры и искусства. Государственные расходы на культуру, искусство и кинематографию катастрофически упали.

Расходы консолидированного бюджета на культуру, искусство и кинематографию в сопоставимых ценах 1990 г. (1990=100%)

1990 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
100,0 71,7 43,4 48,4 54,7 52,6 62,8 69,7 68,9 99,0

Почти двукратное сокращение бюджетного финансирования культуры в 90-е годы привело к росту цен на продукты культуры, и культурные блага стали недоступны для многих групп населения: эту динамику не удается остановить и в XXI веке. В результате в годы реформ резко ухудшилась материально-техническая база учреждений культуры, в два раза снизилась посещаемость театров и музеев, на две трети сократилась концертная аудитория, произошло обвальное падение посещаемости кинотеатров.

На место потесненных видов искусства мгновенно заступила массовая культура и в какие-нибудь несколько лет незаметно совершила обширную экспансию в жизнь России. Сегодня для огромного числа граждан она является единственным и самым желанным источником духовных переживаний. Это привело к опасному для страны опрощению умов и духовному обнищанию молодого поколения, выросшего в отлучении от богатейших традиций русской культуры, разучившегося понимать сложные социальные явления, не умеющего отличить шедевр мастера от поделки шарлатана и живущего в уверенности, что культура существует только в телевизоре.

По данным последних исследований уровень литературного развития мальчиков-подростков ухудшился с 1990 г. в 5 раз, девочек — в 4 раза. Катастрофически ухудшилось семейное нравственное и эстетическое воспитание: если в конце 1970 — начале 1980 гг. почти 80% родителей читали книги своим детям, то сейчас – только 6-7%.

В 1990-е гг. восторжествовали развлекательные кинематограф, литература и театр, и люди приобрели склонность к пассивности, утратили потребность в творчестве и духовном развитии и, как результат – разучились понимать сложную проблематику социальной модернизации. Чтение газет, журналов, книг за последние 15 лет уменьшилось в 2,5 раза.

Сегодня людей творческих, духовно богатых, успешно выполняющих свои социальные роли − как в быту, так и в производственно-общественной сфере − в России сравнительно немного. В крупных городах (столицах регионов), таких людей 13%, в городах регионального подчинения (сравнительно небольших) и в селах 9-10%. Исследования показали, что существует прямая связь между личностным ростом людей и их отношением к искусству, заложенным в детстве.

Анализ происшедшего убеждает в неправильности установки 1990-х годов, состоявшей в том, что экономический рост должен быть обеспечен прежде развития культуры, а за рыночные реформы надо расплачиваться культурной деградацией. Причиной ложной установки стала примитивная идея о том, что культура – это обособленная и необязательная часть сферы услуг, предназначенная для производства и сохранения художественных произведений, которые, в свою очередь, служат для развлечения людей, уставших от более важных занятий. В общероссийском классификаторе видов экономической деятельности место культуры – рядом с бытовым обслуживанием, отдыхом и развлечением. Следом за культурой по списку идут прачечные, услуги астрологов и ритуальные услуги.

Подобное отношение государства к культуре вызвало трагическое искажение общественных идеалов и, как следствие, создало крайне трудные условия для художественного образования. Сегодня общество очаровано идеалом человека-функции, высокооплачиваемого профессионала узкого профиля, а в остальном – примитивного дилетанта. Отсюда происходит общее сокращение часов, отведенных на изучение литературы в школе. Рост узости и дилетантизма ошибочно считается у нас оборотной стороной профессионализма, на деле же это – духовное обнищание, которое становится настоящей угрозой для общества. Наука и опыт других стран свидетельствуют о том, что невозможно создать современную инновационную экономику, основанную на знаниях, игнорируя необходимость поддержки культуры и инвестиций в человеческий капитал. Учитывая это, следует признать рудиментом пресловутую тактику – «сначала экономический рост, а уж потом финансирование культуры». Ее сохранение грозит оставить Россию в сырьевой экономике.

Обеспечение конституционных прав граждан на доступ к культурным ценностям и благам осуществляется через инфраструктуру образующую сеть федеральных, региональных и муниципальных учреждений культуры.

Сегодня сеть учреждений культуры в стране неоправданно скромна и очень неравномерна. Достаточно сказать, что почти половина регионов не имеют детских театров (ТЮЗов), зато пятая часть всех детских театров России сосредоточена в московском и санкт-петербургском регионах. Только в 6 городах страны работают театры всех видов: оперы и балета, музыкальной комедии, драматические, ТЮЗы, театры кукол.

За последние годы значительно сократилась сеть клубных учреждений. В настоящее время две трети сельских населенных пунктов не имеют никаких учреждений культуры. В сохранившихся клубных учреждениях все больше вымываются бесплатные услуги, что сильно ограничивает возможности культурной деятельности многих малообеспеченных слоев населения.

Огромные диспропорции в развитии сети учреждений культуры привели к недопустимому неравенству условий приобщения к искусству жителей населенных пунктов разного типа.

ПРОЦЕНТ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ, НЕ БЫВАЮЩИХ НА ТЕАТРАЛЬНЫХ СПЕКТАКЛЯХ, МУЗЫКАЛЬНЫХ КОНЦЕРТАХ, В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МУЗЕЯХ И НА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВКАХ

1/ ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ГОРОДА РЕГИОНОВ.

Население Спектакли Концерты Музеи и выставки
Дети 10-17 лет 27 49 52
Взрослые от18 лет 55 57 76

2/ ГОРОДА РЕГИОНАЛЬНОГО ПОДЧИНЕНИЯ.

Население Спектакли Концерты Музеи и выставки
Дети 10-17 лет 66 68 56
Взрослые от 18 лет 87 83 86

3/ СЕЛА.

Население Спектакли Концерты Музеи и выставки
Дети 10-17 лет 91 68 87
Взрослые от 18 лет 93 88 93

Даже в крупных городах более половины взрослого населения не бывает в театрах и на музыкальных концертах, а в музеях и на выставках − три четверти. В городах же небольших и в селах положение отчаянное: подавляющая часть жителей остается вне театров, концертов, музеев и выставок, то есть обречено оставаться в дремучей темноте по отношению к искусству. Полноценно приобщенными к искусству мы можем сегодня назвать 26% школьников в крупных городах, 12% в городах небольших и 6% в селах.

Юная часть населения, хотя в силу молодости и обгоняет взрослых, но тоже в большинстве своем остается на голодном пайке искусства: в крупных городах половина не бывает на концертах, в музеях, на выставках, а в небольших городах и в селах около двух третей или вовсе 90% лишены общения с искусством.

В последние годы из-за финансовых проблем гастроли стали редкостью. Так, театры в 1985 году 46% своих спектаклей играли на гастролях, в 1995 году − уже только 20%, а в 2006 − и вовсе 7%. Причем, те немногие гастроли, что еще бывают, отправляются по маршрутам, исходя больше из интересов гастролеров, а не населения.

Надо трезво отдавать себе отчет в том, что сложившаяся в государстве ситуация разделила страну на две России: одна Россия – это столицы Москва и Санкт-Петербург, а все остальное – это другая Россия. «Две России» разительно отличаются и по достатку населения, и по условиям жизни, и по образу мыслей. Возникшее социальное неравенство «двух Россий» чревато опасными социальными взрывами.

Отличаются «две России» и по возможностям приобщения людей к художественной культуре. Особенно больно это бьет по молодому поколению. В Санкт-Петербурге школьники 10-17 лет за год бывают на спектаклях в среднем 3,42 раза, на музыкальных концертах − 2,86 раза, в художественных музеях и на художественных выставках − 2,66. В центральных городах регионов соответственно − 3,32; 1,62; 1,71. В городах регионального подчинения − 0,64; 0,61; 0,85. В селах − 0,16; 0,73; 0,21. Чем дальше от столицы, тем стремительнее беднеет художественная жизнь ребят. Сельский школьник бывает в музеях и на выставках 1 раз в 5 лет, на спектаклях и того реже − 1 раз в 6 лет.

Эти катастрофические средние показатели означают, что подавляющая часть сельских школьников вообще не бывает на спектаклях и художественных выставках, а средняя величина возникает за счет очень небольшой части ребят, время от времени получающих возможность приобщиться к живому искусству.

Раннее приобщение ребенка к искусству имеет огромное значение не только для личностного развития людей, но и для формирования устойчивых художественных интересов взрослого человека

К числу первоочередных задач государственной политики в сфере художественного образования следует отнести уточнение правового статуса и нормативной базы деятельности образовательных учреждений культуры и искусства в общей системе российского образования.

Важнейшим условием функционирования отечественной системы образования в сфере искусства является общедоступность и массовый характер художественного образования детей (музыкальные и художественные школы, школы искусств), которое не только традиционно выполняет функции широкого художественно-эстетического просвещения и воспитания, но и обеспечивают возможность раннего выявления таланта и создание условий для его органичного профессионального становления.

Реформирование системы профессионального образования России в последние 15–20 лет проводилось без учета специфики профессиональной подготовки деятелей искусств – а здесь специфических особенностей великое множество. Сегодня деформация всей системы российского художественного образования посредством навязывания ей внешних стандартов подается под девизом Болонского процесса при полной слепоте к тому общеизвестному факту, что педагоги традиционной русской школы востребованы более всех в мире – и в первую очередь в странах, присоединившихся к Болонскому процессу.

Сегодня в России исторически сложилась система высшего профессионального образования, которая состоит из двух образовательных подсистем: это непрерывная подготовка дипломированных специалистов по 500 специальностям высшего профессионального образования и ступенчатая система, обеспечивающая реализацию образовательных программ по ступеням высшего профессионального образования с присвоением выпускнику степени «бакалавра» и «магистра».

Безусловно, переход на двухуровневую систему оптимален для технических и ряда гуманитарных специальностей, но он не сопоставим с существующей в нашей стране системой подготовки кадров по творческо-исполнительским специальностям в области искусства (музыки, хореографии, изобразительного искусства).

Задача вуза по данным специальностям – совершенствование профессиональной подготовки и формирование высокопрофессиональных специалистов. В консерватории студенты овладевают мастерством в полученной ранее специальности, в то время как в других вузах в процессе обучения студенты получают профессию. Именно поэтому процесс совершенствования навыков, полученных в раннем детстве в учреждениях дополнительного образования детей, невозможно разделить на уровни и ступени. Исключительная мировая значимость российской школы исполнительского искусства свидетельствует о необходимости сохранения непрерывной подготовки по ряду творческо-исполнительских специальностей и включения их в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

Особую актуальность, в условиях расширяющейся в мире глобализации, приобретает проблема сохранения традиционной народной культуры, накопленного веками культурного наследия, исторической памяти и разумного их использования для гражданской консолидации общества и дальнейшего развития художественной культуры в современных условиях. Базовой основой нематериального культурного наследия народов России является традиционная народная культура, выраженная в языках, различных жанрах творчества, верованиях, костюме, в различных формах фольклорных празднеств и обрядов.

Приобщение к нематериальному культурному наследию является действенным инструментом профилактики и преодоления негативных социальных явлений в детской и молодежной среде, формирования патриотических, гражданских качеств личности, воспитания духовности и нравственности, стабилизации и гармонизации семейных и общественных отношений. С его помощью решаются такие серьезные проблемы, как восстановление и развитие социального и экономического потенциала сельских территорий, организация занятости населения, адаптация людей с ограниченными возможностями и т. п.

Отечественный и мировой опыт свидетельствует о том, что забвение народных традиций, их утрата грозит распадом этнокультурных связей, потерей национального иммунитета, образованием чуждых природе этноса аномалий в жизни общества. Именно поэтому ЮНЕСКО ведет список мировых шедевров нематериального культурного наследия и список лиц, являющихся носителями нематериальной культуры, именуемый «Живые сокровища».

Ресурсное обеспечение инфраструктуры сферы культуры. Прежде всего, необходимо отметить, что сфера культуры включает несколько отраслевых систем, которые в статистике и бюджетном процессе подразделяются на 2 отраслевые системы – «культура и искусство» и «средства массовой информации».

Под отраслью «культура и искусство» понимается совокупность организаций, основная деятельность которых связана с сохранением, созданием, распространением и предоставлением культурных благ и ценностей. К организациям культуры относятся театры, концертные организации и коллективы, библиотеки, музеи, клубные (культурно-досуговые) учреждения, кинотеатры, цирки, парки культуры и отдыха. Инфраструктура сферы культуры представлена федеральными, государственными и муниципальными организациями культуры, действующими в основном в организационно-правовой форме учреждения. К основным ресурсам организаций культуры относятся финансовые средства, материально-техническая база, кадры, информационно-методическое обеспечение.

Наибольшее количество организаций культуры в Российской Федерации, а именно 96% сетевых единиц, сосредоточено на муниципальном уровне.       Муниципальные учреждения культуры исполняют функции центров инициатив местного сообщества, патриотического воспитания граждан, сохранения и развития национальных культур.          Особенная роль в обеспечении конституционных прав граждан на доступ к культурным ценностям и благам, на пользование учреждениями культуры принадлежит учреждениям культуры, расположенным в сельских поселениях, по той простой причине, что они являются практически единственными поставщиками услуг культуры и искусства для жителей села.

По экспертным оценкам доля общественных и коммерческих организаций, осуществляющих на селе проекты культурно-просветительного характера исключительно мала и не превышает 1% от всего объема услуг бюджетных организаций.

Исключительная общественная важность сельских организаций культуры обуславливает пристальное внимание к ресурсам сельских массовых сетей в сфере культуры.

Самую массовую сеть составляют культурно – досуговые учреждения и библиотеки, которые осуществляют обеспечение наибольшего объема услуг в сфере культуры.

Основной состав муниципальных организаций культуры представлен учреждениями клубного типа (дворцы культуры, дома народного творчества, национально-культурные центры, передвижные центры культуры), которые составляют сеть 52,9 тыс. единиц, в том числе 48 тыс. в сельской местности. Их функциональное предназначение заключается в удовлетворении общественных потребностей, в сохранении и развитии народной традиционной культуры, поддержке любительского художественного творчества и других видов социально-культурных и общественных инициатив населения.

Концерты, спектакли, выставки художников и мастеров декоративно-прикладного творчества обеспечиваются на муниципальном уровне силами участников самодеятельных творческих коллективов и в силу этих особенностей имеют достаточно высокую экономическую эффективность.

Массовым потребителем услуг культурно-досуговых учреждений, особенно на селе, является молодежь. Сравнение статистических данных по клубным формированиям и их участникам ярко демонстрируют явный спрос населения на услуги культурно-досуговых учреждений. При сокращении сети количество клубных формирований выросло, как и количество их участников. Если в 2002 году функционировало 282783 клубных формирования, то в 2005 году количество клубных формирований и участников в них выросло до 293067. 361398 участников.

На фоне положительной динамики потребительского спроса на услуги культурно-досуговых учреждений отмечается стремительное обветшание материальной базы.

Материальная база муниципальных учреждений культуры клубного типа в основном сформирована в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века: так, музыкальные инструменты, звуковое, световое и видео- оборудование неоднократно выработали свой ресурс, в силу чего невозможно создание широкого спектра качественных услуг. По данным статистики 36% учреждений клубного типа нуждаются в капитальном ремонте.

Традиционно на базе сельских клубов функционировали киноустановки. Статистика свидетельствует о высоких темпах снижения кинопоказа на селе по причине несоответствия технологического оснащения современным требованиям к демонстрации фильмов. Таким образом, целый пласт мировой художественной культуры становиться недоступным сельскому зрителю.

В России насчитывается свыше 42 тыс. библиотек, в том числе 36 тыс. сельских, что составляет 80 процентов всей общедоступной библиотечной сети страны. Финансирование библиотечных услуг на 1 жителя составляет в среднем 132 рубля в год, что равняется стоимости одной книги. В среднем по стране затраты на содержание одного библиотечного учреждения в год составляют 402,3 тыс. рублей.

В структуре расходов библиотек основной объем финансирования направлен на коммунальные услуги и оплату труда. Собственно финансирование деятельности библиотек и комплектования фондов составляет не более 5,8 процентов от сметы библиотечного учреждения.

Значительное число зданий и помещений библиотек не отвечают современным требованиям как для обслуживания читателей, так и для хранения фондов.

В аварийных зданиях располагается 445 библиотек, из них 438 муниципальных, 3742 библиотеки, в т.ч. 3652 муниципальные библиотеки нуждаются в капитальном ремонте.

Особую тревогу вызывает материальная база сельских библиотек. Сельские библиотеки обслуживает около 20 млн. читателей. Находясь в максимальной близости к населению и его потребностям, являясь единственным источником информации и знаний для сельчан, сельские библиотеки в значительной мере выполняют функции социальной коммуникации, остаются наиболее стабильными и самыми доступными учреждениями культуры. Сегодня менее 9% сельских библиотек оснащены компьютерами, из них доступ в Интернет имеют 2,3% библиотек. Актуальным остается вопрос о пополнении и обновлении книжных фондов. Отсутствие в течение длительного времени полноценного комплектования лишило сельского читателя современной литературы. По данным социологических опросов от 60% до 80 % пользователей не удовлетворены составом библиотечных фондов – нет нужной литературы, невозможно получить необходимую информацию.

Исключительно важная роль в обеспечении услуг сельским жителям по доступу к культурным ценностям принадлежит сельским музеям, сеть которых составляет 853 единицы.

Сельские музеи в основном являются филиалами районных музеев либо входят в состав интегрированных культурно-досуговых центров и, как правило, расположены в неприспособленных помещениях, не соответствующих установленным нормам хранения. Оснащение компьютерной техникой сельских музеев на 90% не удовлетворяет потребности. Указанные обстоятельства препятствуют созданию единой федеральной базы Музейного фонда Российской Федерации, что значительно снижает эффективность контроля за учетом и хранением музейных предметов и коллекций, а также не позволяют осуществлять в полном объеме доступ граждан к культурным ценностям , затрудняет научные исследования, поскольку сельские музеи имеют возможность экспонировать не более 5% от имеющегося фонда.

По данным статистики, третья часть зданий сельских учреждений культуры находится в неудовлетворительном состоянии. В связи с тем, что федеральные формы статистического наблюдения в части материально-технической базы отражают лишь наличие зданий, требующих капитального ремонта и находящихся в аварийном состоянии, было проведено масштабное социологическое исследование состояния материальной базы сельских учреждений культуры. По итогам исследования 74% населения оценивает материально-техническое оснащение сельских учреждений культуры как неудовлетворительное, 16% как плохое и лишь 10% как хорошее.  Социологические исследования, проведенные в ряде регионов России, свидетельствуют о неудовлетворенности сельского населения качеством услуг учреждений клубного типа. В числе основной причины 90 % респондентов указывают на несоответствие технического оснащения и дизайнерского оформления учреждения культуры современному уровню.

Финансирование услуг культуры на 1 жителя села составляет в среднем 659 рублей в год, что на 50% меньше средств, предусмотренных на культуру в потребительской корзине. В среднем по стране затраты на содержание одного сельского учреждения культуры в год составляют 86, 724 тыс. рублей.

В структуре расходов сельских учреждений культуры основной объем расходов направлен на коммунальные услуги и оплату труда. Собственно финансирование творческих проектов составляет не более 5,8% от сметы сельского учреждения культуры. Основным источником финансирования деятельности сельских учреждений культуры являются бюджеты сельских поселений.

Согласно оценкам руководителей сельских учреждений культуры, уровень финансирования составил в среднем: 2003г. – 43 процента, 2004 г. – 46 процентов, 2005 г. – 42 процента, т.е. примерно половину той суммы, которая необходима для эффективной работы.

Доходы учреждения культуры на селе, согласно данным мониторинга, проведенного Минкультуры России в 2005 году, в среднем по Российской Федерации распределяются следующим образом:

-муниципальный бюджет – 64 процента;

-региональный бюджет – 5,6 процента;

-федеральный бюджет – 0,2 процента;

-доходы от услуг населению – 21,8 процентов;

-спонсорские средства – 1,4 процента;

-иные источники –7 процентов;

Из сказанного следует, что основным источником дохода являются бюджетные средства. Малая доля платных услуг населению обусловлена низким уровнем доходов сельского населения, являющегося основным потребителем услуг данного типа учреждений, а также недостаточной ресурсной базой для расширения спектра современных востребованных услуг.

В соответствии с данными мониторинга местных бюджетов Российской Федерации, проведенного Минфином России в 2006 году, средний бюджет сельского поселения составляет 3 млн. рублей, в котором доля ассигнований на культуру составляет 4% или 120 тысяч рублей.

В данной ситуации не может идти речи о капитальных расходах на культуру, поскольку к примеру, ввод в действие одного клубного учреждения на 100 мест составляет 50,0 млн. рублей, одного автоклуба – 2,5 млн. рублей, одной киноустановки – 300,0 тысяч рублей.

По данным статистики ГИВЦ Роскультуры структура затрат сельских учреждений культуры предусматривает около 55% на оплату труда и 44% на коммунальные услуги, то совершенно очевидно, что средств на модернизацию оборудования, а тем более на осуществление творческих проектов совершенно недостаточно.

Говоря о кадровом потенциале муниципальных образований следует отметить старение кадров и отток специалистов с высшим специальным образованием в школы и организации соцзащиты.

Учреждения культуры сельских и городских поселений всего лишь на 15% укомплектованы специалистами с высшим образованием, более 40% работников культуры не имеют специального образования. По данным мониторинга, свыше 70 % специалистов за последние 10 лет не повышали квалификации. Средний возраст профессиональных кадров, занятых в учреждениях культуры на селе и в малых городах, превышает 44 года. Средняя заработная плата работников культуры сельских и городских поселений составляет 3,3 тыс. рублей.

Износ материальной базы, отсутствие инвестиций в развитие новых технологий, низкий уровень заработной платы специалистов, отсутствие средств на повышение квалификации кадров являются причиной стремительной деградации инфраструктуры, обеспечивающей услуги культуры на основной территории страны, и, в первую очередь, в сельских и городских поселениях.

Указанные причины влекут проблему «размывания» культурной среды и уже сегодня демонстрируют снижение интеллектуального и духовного уровня единой российской нации, что неизбежно отражается на производительности труда и поступательном экономическом развитии страны.

Рассматривая положение кадрового потенциала в сфере культуры следует отметить, что следствием «остаточного» отношения к отрасли стало стремительное понижение социального статуса творческих работников и специалистов сферы культуры, зарплата которых в два раза ниже средней заработной платы по стране. самый больной вопрос государственной культурной политики. Низкий (даже по сравнению с образованием) уровень оплаты труда, устаревшая и морально, и физически материально-техническая база учреждений культуры и искусства делают отрасль непривлекательной для молодых специалистов (сегодня в отрасли специалисты до 30 лет составляют менее 15% от всех занятых и их число неизменно сокращается – с 2000 по 2004 гг. оно уменьшилось в 2 раза). Ухудшается положение и с качеством кадров культуры: в целом, только 30% работающих в отрасли имеют высшее специальное образование, что не может не сказываться на качестве услуг культуры. После запланированного существенного роста заработной платы в сфере общего образования и при сохранении уровня оплаты труда в культуре отрасль рискует потерять большую часть квалифицированных, высокообразованных кадров.

Сохранение и развитие российской культуры требует реабилитации человеческого капитала и радикальной модернизации ее материальной базы. Это относится ремонту зданий, оборудования и, главное, к ускоренному внедрению современных технологий, принципиально меняющих структуру финансирования отрасли. Выполнение данных требований обуславливает необходимость роста инвестиций в материальную базу культуры. Следует подчеркнуть также, что при всем разнообразии существующих финансовых источников и «доброжелательном» инвестиционным климате, основным ресурсом развития материальной базы культуры, как и увеличения оплаты труда в этой сфере, были и остаются бюджетные расходы государства.

Демократическое государство обязано заботиться не только о создании условий для благополучной жизни его граждан, но и об их личностном развитии, так как наивысшая ценность государства – человек, духовно богатый, относящийся к жизни творчески, социально активный. В формировании подобных разносторонних личностей есть и сугубо практический смысл: именно такого рода созидатели являются локомотивом прогресса, и процветание страны зависит от них. Без них не дадут эффекта ни самые блистательные технологии, ни самая мудрая экономическая организация. Поэтому увеличение числа духовно развитых, творческих и социально активных людей – главнейшая задача государства, стремящегося к процветанию.

Культура – это не ведомство, занимающее последнее место в очереди к бюджетам всех уровней. Культура – всепроникающая сила духовного единения общества, условие сплоченности и жизнеспособности целого народа; сила, существующая везде, где есть творчество, понимание и развитие, где человек ощущает себя частью целого – народа, страны, мировой истории. Без этой силы нет общества, и наоборот, общество, принявшее культуру за основу, само становится несокрушимой силой.