Организация Как Открытая Система

 Черты и свойства

Характеристика, обоснование

Компоненты

 

Связи

Структура

 

Взаимодействие

 

 

Процесс

 

Холизм и эмерджентные свойства

 

Идентификация

 

Окружение

 

 

Концептуализм

Система состоит из некоторого количества частей, называемых элементами

Компоненты системы связаны  между собою

Форма связи организационно закреплена в структуре

Компоненты воздействуют друг на друга своим нахождением в системе и выходом из нее, что есть результат взаимного влияния и взаимодействия с окружающей средой

Изменения, происходящие в результате взаимодействий, называются процессами

Система – целостность (Holism – англ. ‹hollos- греч. целое), проявляющая свойства, возникающее только в результате взаимодействия ее компонентов

Свойства системы, на основании которых ее можно идентифицировать и отличить от других явлений, не входящих в систему

Представлено явлениями, образованиями, которые, не являясь частью системы, существенно влияют на нее. Это окружающая среда системы

Система – это концепция, особая форма которой отражает цели и ценности индивидуума или группы, разработавших эту концепцию

Проблема русского самосознания

Самокритичность русской философии, а отчасти и убежденность в исключительности русского человека и культуры, способствовали усиленной разработке проблемы русского самосознания. Данная проблема подразумевает собой следующее: какой смысл вкладывается в понятия «русский человек», «русская культура», вообще русского? Или же, подругому: что значит — быть русским?

В рамках этой проблемы возникает и вопрос о так называемой национальной русской идее. Этот вопрос неоднократно поднимался в русской философской мысли.
Здесь необходимо отметить понятие национальной идеи, тесно связанное с понятиями о национальном идеале и менталитете.
• Может ли жизнь общества соответствовать своему идеалу или она может только приближаться к нему?

В национальной идее закладывается стремление к идеалу, и вместе с тем, в ней должны учитываться особенности менталитета.
Существует расхожее мнение, будто бы одна только русская культура и философия заняты поисками национальной идеи и что все другие народы и государства обходятся безо всяких идей и, как говорится, просто хорошо живут. Как представляется, это заблуждение. Наличие своеобразных путей, по которым движутся те же самые европейские народы, показывает, что у каждого из них есть своя национальная идея. Например, в швейцарскую идею входят Альпы, международный нейтралитет, банки, часы, горные курорты, сыр, шоколад и т.д. Тогда как в конце XX начале XXI веков все более реальные очертания приобретает идея единой Европы.
• Какие установки, ценности, явления жизни входят в идею единой Европы?

Теперь можно перейти к следующему вопросу: каково же содержание русской культуры?
Можно выделить три взаимосвязанных между собой особенности русской культуры.
Для русской культуры свойствен культ абсолютных ценностей. Для русского человека ценностью обладает лишь нечто такое, что обладает величием, полнотой, что вечно, безусловно и безгранично. Для него нет правды, но есть Правда; нет добра, а есть Добро и т.д. А. К. Толстой хорошо подметил эту черту русской культуры:

Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча! и т.д.

Oсобенности русской культуры

Благодаря этой особенности, в русской культуре проявляются великодушие, широта души. Но эта особенность имеет и оборотную сторону.
В силу тяготения к абсолютному, в русской культуре возникает недоверие к постепенному, долгому и упорному преобразованию своей жизни. В русской культуре отсутствует поэтика повседневной деятельности. Совсем непривычно, чтобы русский человек заботился о благоустройстве своей улицы, района, города. В советские времена это присутствовало, но делалось по принуждению, без души. Поэтому для русской культуры возможны: выход в открытый космос, БайкалоАмурская магистраль, ядерное оружие, — и невозможны: ровные дороги, высококачественная бытовая техника, чистые тротуары.

Из этой особенности русской культуры также следуют и две другие, которые, к сожалению, реализуются преимущественно в негативном плане. Эти особенности связаны с пассивностью и нигилизмом русского человека.
Человек русской культуры отличается пассивностью. Его трудно увлечь, заинтересовать чемто простым, и очень легко великим, пусть даже совершенно нереальным и неосуществимым. Эту мысль хорошо иллюстрирует эпизод из «Собачьего сердца» М. А. Булгакова, когда Шариков предлагает свой способ социального переустройства:
— А что бы вы, со своей стороны, могли предложить?
Да что тут предлагать!.. Взять все да поделить…
В. В. Розанов пишет о русском человеке:
«Вечно мечтает, и всегда одна мысль: как бы уклониться от работы… И везде – лукавство».

Лень возникает вследствие обесценивания повседневности. Проще говоря, не изза чего стараться. Человек русской культуры не чувствует позитивности в постепенном преобразовании своей жизни. Отсюда проистекает отсутствие предприимчивости, творческой инициативы. Как гласит русская поговорка, русские медленно запрягают, но потом быстро скачут. Медленно потому что незачем. А если действительно, по русским понятиям, незачем, то «быстро скачут» вообще не состоится.

Также для человека русской культуры свойствен нигилизм.
Русский нигилизм — это не просто обесценивание, а активное неприятие ценностей, предполагающее их развенчание. Образ русского нигилизма представлен у И. С. Тургенева, Д. И. Писарева, С. Л. Франка.
По словам Н. А. Бердяева, в русской культуре отсутствует мечта своей родины, а русский человек демонстрирует неспособность и нежелание устраивать свою землю.

Русский нигилизм содержит убеждение в невозможности существенно повлиять на ход событий, в неспособности кардинальных изменений вообще. Это состояние передает Н. А. Некрасов:
Хоть трудись в ярме железном,
Хоть издохни ты в борьбе,
Нету средства быть полезным
Ни народу, ни себе.
• Какие примеры из жизни можно привести в подтверждение этих особенностей русской культуры?
• Какие еще особенности русской культуры можно выделить в дополнение к указанным выше или же вместо них?
Следует подчеркнуть, что любая культура является чрезвычайно устойчивым образованием. Однако в культуре возможно рождение новых идей, ценностей и целей. Новые силы для развития русской культуры надо искать в ней самой. Можно надеяться на то, что русская

культура рождает не только пассивность и нигилизм, н: ~ ггт:^ ::t:r:: более ценное и позитивное, что и будет запечатлено в новой русской идее.
• Что включает в себя русская идея в современной ситуангн?
В завершение темы хотелось бы привести слова В. В. Розанова, в которых, по нашему мнению, выражается самый дух русской культуры. В этом фрагменте нет логических построений и выводов, просто описывается состояние от встречи с чемто исконно русским, таким, что трудно поддается рациональному осмыслению, но так ясно воспринимается душой:
«…лучше всего в чистый понедельник забирать соленья у Зайцева (угол Садовой и Невского). Рыжики, грузди, какието вроде яблочков, брусника разложена на тарелках (для пробы). И испанские громадные луковицы. И образцы капусты. И нити белых грибов на косяке двери. И над дверью большой образ Спаса, с горящею лампадой. Полное православие».

Познание

Рассмотрение темы познания осуществляется в специальном разделе теоретической философии гносеологии. Философия, обобщая опыт познания (свой собственный и научный), формулирует наиболее общие принципы познания, определяя тем самым стратегию реализации познавательного отношения человека к миру и выявляя перспективы преобразования мира.

Познавательное отношение человека к миру приобретает фундаментальный характер и выступает тем самым одним из условий собственно человеческого способа существования в мире. Такое условие имеет вполне определенную форму постоянного открытия человека миру, в чем, собственно, и состоит смысл и суть постижения бытия. Познавать значит постоянно открываться динамичному миру, адаптироваться в нем, приводить динамику внутреннего мира человека в соответствие с динамическим многообразием процессов в мироздании. Здесь можно поставить следующие вопросы: как возможно такое открытие? что при этом открывается? каким образом осваивается открываемое и созидаемое в человеческой жизни?

Открывается ли мир человеку? В чем может выражаться это открытие? Каким образом данное обстоятельство может повлиять на постановку и решение проблемы познания?
Познание человека многообразно. Человек познает природу, мир созданного человеком, общество, Бога, самого себя. Познавать значит не только получать, вырабатывать знание, но и создавать, творить знание. Поэтому познание имеет творческий характер.
Можно предложить следующее определение познания:

Познание — творческая активность человека, направленная на постижение бытия в форме знания.
• Почему в данном определении слово «активность» предпочтительнее, нежели слово «деятельность»?

Познание представляет собой одну из форм реализации отношения человека к миру. В познании человек обретает знание о мире, самом себе и о том, в каких связях и отношениях с миром он находится (или не находится).

Гносеологическая проблематика может быть представлена следующими вопросами:
• Как понимается познание с различных философскомировоззренческих позиций?
• Каковы условия, возможности и содержание человеческого познания?
• Какие возможны способы познания?
• Достоверно ли знание, которое получает человек?
• Каково философское понимание истины и каковы ее критерии?

Условия и возможности познания

Одним из первых вопросов, который возникает при рассмотрении познания это вопрос о познаваемости мира.
В зависимости от решения этого вопроса в философии формируются две основные позиции. Согласно одной из них, мир может быть познан; согласно другой познание мира возможно в ограниченной мере или вообще невозможно (агностицизм). Спор между двумя этими позициями вращается вокруг вопросов о познавательных способностях человека, средствах, обеспечивающих результат познания, условиях, в которых возможности познания могли бы реализоваться в полной мере.

В познании мира могут действовать самые разные факторы, ограничивающие его возможности и полноту. Эти ограничения могут содержаться как в познавательных способностях человека, так и в самих познавательных ситуациях.
Познавательные способности человека это, прежде всего, его разум и чувства.
• Какие еще существуют познавательные способности, кроме чувств и разума?

Чувственные формы познания — это восприятие, ощущение, представление. Чувственное познание является индивидуальным, конкретным, и его результаты зависят от ситуации.
Рациональные формы познания это понятие, суждение, умозаключение.
• Какие черты характерны для рационального познания?
• Какие формы чувственного и рационального познания присутствуют в данном фрагменте:
«Идет Балда, покрякивает, А поп, завидя Балду, вскакивает, За попадью прячется, Со страху корячится. Балда тут его отыскал, Отдал оброк, платы требовать стал. Бедный поп Подставил лоб: С первого щелка Прыгнул поп до потолка; Со второго щелка Лишился поп языка; А с третьего щелка Вышибло ум у старика. А Балда приговаривал с укоризной: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной «»?
• Можно ли говорить о предпочтительности чувственной или рациональной форм познания для человека?

Индивидуальные особенности человека могут налагать ограничения на его познавательные возможности. Если у человека, к примеру, слабое зрение, то возможности познания для него будут ограничены. Если же у него, скажем, имеются хорошие способности к умозаключениям (как, к примеру, у Шерлока Холмса), в этом случае его познавательные возможности возрастают.
Можно сделать следующий вывод: возможности познания зависят от индивидуальных способностей чувственной и разумной сфер личности.
Чувства и разум не только определяют возможности познания, но и как бы задают, предопределяют конечный результат познания. Об этом, в частности, говорит И. Кант. В его терминологии познавательные способности человека предстают в виде чувственности и рассудка.

Чувственность и рассудок человека содержат в себе априорные (т.е. доопытные) формы познания. Любой чувственный или рассудочный акт познания определяется ими вне зависимости от его конкретных особенностей. Так, человек ощущает, воспринимает, представляет предметы в формах пространства и времени. Человек производит понятия, суждения и умозаключения в категориях единства, множественности, цельности, причины и действия, возможности и невозможности, необходимости и случайности и т.д. Таковы, с позиции Канта, человеческие чувственность и рассудок.
• Какие проявления априорных форм познания можно выделить в данном фрагменте:
«Что за страшная картина! Перед ним его два сына, Без шеломов и без лат, Оба мертвые лежат, Меч вонзивши друг во друга. Бродят кони их средь луга. По притоптанной траве, По кровавой мураве…»?

Учение об априорных формах познания позволяет говорить о том, что человек получает такое знание, какое он сам может сконструировать, используя возможности чувственности и рассудка. Или же, по выражению И. Канта:
«Разум видит только то, что сам создает по собственному плану».

Обычно считается, что все люди думают и познают поразному. Теперь видно, что формы познания у всех совершенно одинаковые. Человеческая мысль реализует заранее намеченный план. По словам Л. фон Мизеса,
«человеческое научное исследование не может выйти за границы, очерченные несовершенством органов чувств человека и узостью его разума».
Итак, сделаем вывод: знание есть конструктивное создание человеческого разума.

Соотношение знания и реальности

Но тогда возникает вопрос: как возможны разные результаты познания? Этот вопрос и приводит Канта (и вообще немецкую классическую философию) к следующей мысли: решающее значение в познании принадлежит творческой активности личности.
• Каково соотношение между априорными формами познания и творческой активностью личности в познавательном акте?

В свете вопроса об условиях и возможностях познания можно сформулировать и такой вопрос: есть ли нечто такое, что не может быть познано?
И. Кант полагает, что невозможным является научное познание абсолютного. Для обозначения абсолютного Кант применяет понятие «вещьвсебе», это мир в целом, душа, свобода и т.д.

Чтобы сделать доступным научному познанию мир в целом, надо выйти за его пределы и как бы посмотреть на него со стороны. Чтобы познать душу, надо выйти за пределы самого себя и представить ее в качестве объекта познания. Если бы это было возможно, тогда мир в целом и душа перестали бы быть «вещамивсебе». Все остальное в бытии, что не относится к «вещамвсебе», делает вывод Кант, в принципе может быть научно познано.
«Вещивсебе» можно познавать иными, не научными способами.
• Как возможно познание «вещейвсебе» или абсолютного?
Как выясняется, условия и возможности познания определяются способностями человека в их приложении к тем предметам, которые ими же и создаются. Эти вопросы являются только вводными; вслед за ними возникает множество других вопросов. Например, такой вопрос: насколько познание бытия является исчерпывающим? Возможно, человек познает реальность лишь настолько, насколько она сама предоставляет возможность познать себя. Не случайно М. Хайдеггер говорил:

«От возможного способа научного раскрытия некоторой предметной области с необходимостью остается скрытым чтото существенное».
• Какие еще гносеологические вопросы можно сформулировать?

С вопросом «можно ли познать бытие!» тесно связан другой философский вопрос: «достоверно ли человеческое знание!». Следует заметить, что этот вопрос в известном смысле является риторическим. Просто немыслимо отвечать на этот вопрос отрицательно! Если человеческое знание не имеет ничего общего с бытием, человек оказывается вне этого бытия. Это подобно тому, как если бы в один миг человек перестал видеть, слышать, различать запахи, вкусы и прикосновения, потерял бы способность мыслить. Поэтому данный вопрос в самом общем смысле всегда решается положительно.

Вопрос о соотношении знания и реальности в условиях современной цивилизации приобретает прагматический характер и связан со способами получения знания и его применения. Эффективность человеческой деятельности напрямую зависит от соответствия знания схемам деятельности и проектируемого на основе знания продукта деятельности с ее результатом.
В более общем случае речь идет о соотношении всего массива человеческих знании и их включения в жизнедеятельность людей с теми условиями, в которых эта жизнедеятельность осуществляется. На абстрактнотеоретическом языке философии этот вопрос формулируется как соотношение бытия и мышления.
Одним из первых вопрос о соотношении знания и реальности сформулировал древнегреческий мыслитель Парменид. Согласно его точке зрения,
«бытие и мысль о нем одно и тоже».

В этой формуле утверждается бытийный статус мысли и тождественность ее содержания той реальности, к которой относится данная мысль. Парменид убежден, что мысль о яблоке по своему содержанию идентична самому яблоку.
Платон в этом вопросе был настроен менее оптимистичен. Он считал, что рассматриваемое соответствие доступно лишь богам и божеским чадам, а люди ограничиваются правдоподобным смыслом. Подругому, знание не совпадает с реальностью, а лишь похоже на нее, отражает ее в большей или меньшей степени. Он проясняет свою позицию с помощью образа пещеры: люди, находясь в пещерном полумраке, видят не сами предметы, находящиеся на поверхности, а лишь их неточные и неясные тени. Правда, Платон оставляет за человеком возможность выйти из пещеры, но тут же замечает, что сами люди не желают ее покидать:
«А кто взялся бы разрешить их от уз и возвести вверх, того бы они, как только могли бы взять в руки и убить убили бы».
• О ком, не называя имени, говорит здесь Платон?

Вот почему, с точки зрения Платона, знание человека о мире можно признать лишь приблизительным.
И. Кант объяснял достоверность знания тем, что человек как бы укоренен в бытии. В бытии человеку принадлежит особое место, которое и объясняет возможность получения достоверного знания о реальности. Позже эта идея составит содержание антропного принципа в науке.
В то же время учение Канта об априорных формах познания само по себе не предоставляет уверенности в том, что создаваемое знание является достоверным. Невозможно установить, позволяют ли априорные формы достоверно познавать бытие или нет. Нельзя быть уверенным и в полноте знания, так как неясно, можно ли получить исчерпывающее знание, используя априорные формы познания.

Как видим, несмотря на все желание решить положительно и окончательно вопрос о достоверности познания, ни философия, ни наука до настоящего времени не нашли для этого достаточных аргументов. Поэтому остается лишь верить и надеяться, что человеческое знание о реальности является достоверным. Один из самых видных и авторитетных мыслителей XX столетия К. Поппер отрицает объективный характер знания. Его вывод пессимистичен:
«Мы не знаем, мы можем предполагать».

Концепции истины

Когда Иисус на суде сказал: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине», Пилат сказал Ему: «Что есть истина?». Знатному римлянину показалось странным, с какой простотой Иисус говорит об истине. По сравнению с Ним, Пилат вовсе не был уверен в том, что именно можно считать истиной.
Вопрос об истине является одним из вариантов постановки вопроса о соотношении знания и реальности. В самом вопросе «что есть истина?» заключено нормативное требование о том, что можно определить истину. А всякое определение предполагает критерий, по которому оно производится. По сути дела, решение вопроса об истине зависит от выбора ее критерия.

Определение истины как высказывания, обладающего наивысшей степенью достоверности, по сути ничего не определяет, так как сразу же возникает вопрос: как именно определить степень достоверности высказывания? Подругому этот вопрос звучит так: каков критерий истины?
• Каким образом этот вопрос может быть решен для Иисуса? Почему этот вариант трактовки истины не подходит для Пилата?
В зависимости от выбора того или иного критерия в философии возникают разные
концепции истины.

Традиционно, начиная с Аристотеля, в философии и науке считалось, что критерий истинности высказывания состоит в его адекватности (соответствии) реальности. Например, Б. Спиноза предлагает следующее определение истины:
«Истина есть утверждение о вещи, совпадающее с самой вещью».
Если тому, о чем говорится в высказывании, соответствует факт, данное высказывание может считаться истинным. К примеру, возьмем высказывание: все птицы могут летать. Чтобы проверить истинность этого высказывания, нужно выяснить, все ли птицы в природе могут летать. Естественно, это не так. Следовательно, данное высказывание ложно.
Иное мнение по вопросу о критерии истины сложилось в позитивистски и прагматически настроенной философской мысли XIX XX веков у Г. Спенсера, У. Джеймса, Дж. Дьюи. Критерий истины они усматривают в успешности, работоспособности, полезности той или иной идеи. Основатель прагматизма Ч. Пирс считает, что истиной называется
«общезначимое принудительное убеждение».

Проще говоря, если идея работает, она истинна, и такой она будет оставаться, пока дает результат. В этом духе рассуждает и Ф. Энгельс, когда говорит, что истинность
«пудинга в том, что его съедают».
Поэтому, чтобы определить истинность какойлибо теории или учения, нужно вывести следствия, вытекающие из них, а на основании этих последствий построить такую модель деятельности, реализация которой даст ожидаемый результат.
• Исходя из этих убеждений, У. Джеймс считал, что идеализм предпочтительнее материализма. Как можно объяснить эту мысль?

Еще один вариант решения вопроса о критерии истины находим у Ж. А. Пуанкаре. Он считает, что истина — это результат условного соглашения. Правда, и в таком виде к истине предъявляются требования: она должна быть внутренне непротиворечивой, максимально простой и удобной для своего использования.
В философии Пуанкаре возникает образ молчаливо принимаемой истины. Например, советский строй в самом СССР считался полной противоположностью фашистской Германии, в то время как за рубежом коммунизм признавался разновидностью фашизма. Все дело в том, о чем именно договариваются в том или ином сообществе, это и будет истиной.

Проиллюстрируем действенность указанных концепций. Установим истинность некоторых утверждений: из мира науки (Е=mс2); религии (Бог есть); искусства (Л. Кэрролл: хливкие шорьки пырялись по нове»). Решение может быть следующим.
Формула А. Эйнштейна Е=mс2:
1) в мире физических явлений не установлено ни одного факта, который бы не соответствовал данной формуле, следовательно, утверждение об этой зависимости истинно;
2) так как в современной науке эта формула успешно используется при построении различных систем знания, расчетах (например, дефекта масс при образовании или разрушении атомов или ядер атомов), она признается истинной;
3) ввиду того, что на данном этапе развития науки ученый мир принимает эту формулу, она также может считаться истинной, что, однако, не означает, что по мере развития науки все утверждения, которые вытекают из установленной в этой
формуле зависимости между энергией и массой, не могут быть поставлены под
сомнение.

Основной религиозный догмат о бытии Бога:

1) определить истинность данного утверждения невозможно, так как научно установить или опровергнуть бытие Бога нельзя (кантовская «вещьвсебе»);
2) успешность этого догмата зависит от отношения конкретного человека к религии, — так, для Августина он будет истинным, для К. Маркса ложным;
3) сообщества верующих принимают этот догмат, атеисты отрицают его, следовательно, установить его истинность невозможно.
Высказывание Л. Кэрролла:
1) для реального мира является ложным, для сказочного мира «Алисы в стране чудес» истинно, так как адекватно описывает его;
2) успешность этого высказывания проверить невозможно, следовательно, нельзя установить и его истинность;
3) это высказывание принимается всеми, значит, оно истинно.

• Какие еще критерии можно предложить для установления истинности?
• Как решается вопрос о критерии истины в русской философии?

Рассмотренный круг вопросов охватывает собой проблематику, связанную с выяснением специфически человеческих форм и способов открытия человека миру и мира человеку посредством реализации познавательного отношения. Будучи существом активным, человек постоянно изменяет условия своего существования и тем самым неизбежно ставит себя в ситуации, требующие прояснения и контроля. Человек должен познавать, овладевать ситуацией, снова познавать и т.д. С прагматической точки зрения это означает более или менее надежное обеспечение условий существования: от критических ситуаций выживания до полноты своего исполнения в мире как творческого существа.

Проблема человека в философии

Проблема человека рассматривается в специальном разделе философии философской антропологии. В то же время эта проблема в разных ракурсах присутствует и в других разделах философии. Поэтому многие исследователи считают, что проблема человека является важнейшей для философии.
Философия человека отличается от множества наук о человеке спецификой постановки и решения вопросов о человеке. В частности, перед философской антропологией возникают следующие вопросы:
• Какова природа человека?
• Какие существуют концепции человека?
• В чем состоят смысл, ценности и цели человеческой жизни?
• Каким образом человек исполняется в мире?
• Какие можно представить образы современного человека?

Концепции человека

Рассмотрим следующий вопрос: «Кто есть человек?» Ответить на этот вопрос значит, так или иначе определить место человека в мире и отношение к нему. Бесспорно, что человек отличается от всех живых существ в природе. Сложность состоит в том, чтобы установить и выразить это отличие человека.
Платон однажды сказал, что человек это «двуногое животное без перьев». Тогда Диоген принес ощипанную курицу, сказав при этом: «Вот твой человек, Платон!» Платон вынужден был сделать добавление к своему определению: «…и с плоскими ногтями». Конечно, платоновское определение следует признать скорее остроумным, а эту ситуацию не более чем философским анекдотом.

Однако эта ситуация проясняет саму постановку вопроса о человеке: что именно в человеке делает его человеком? какой фактор является определяющим в его жизни? И, наконец: какой можно представить образ человека?
• Какие вопросы могли бы дополнить рассмотрение данной темы?
В философии сформировались различные концепции человека.
Начнем с вопроса: что же отличает человека от животного? Кажется, ответ очевиден: разум. Именно разум делает человека высшим существом, великим и прекрасным.

Эти взгляды составляют концепцию человека, которую можно назвать рациональнопросветительской. «Свет разума», «знание сила», «ученье свет, а неученье тьма» таковы лишь некоторые формулы, указывающие на эту концепцию. Согласно рациональнопросветительской концепции, человек существо, прежде всего наделенное разумом, который является его главной силой и который возвеличивает человека среди других существ.
Такая, казалось бы, безупречная концепция имеет свои недостатки. Вопервых, выясняется, что биологически человек не является самым сильным среди живых существ.

На вопрос «отчего люди не летают, как птицы?» с биологической точки зрения ответ будет таким: даже если у человека и были бы крылья, он не смог бы взлететь, потому что человек в десятки раз слабее птиц по отношению силы к массе тела. В ходе развития культуры человеческие инстинкты ослабевают. И современный человек биологически слабее, нежели первобытный человек. Это дало повод делать выводы о том, что человек это слабое и больное животное. Подобные взгляды получают развитие в концепции декаданса (т.е. упадка).
• Чем же именно болен человек?
• В какие моменты жизни общества данная трактовка природы человека может иметь наибольшее распространение?
Вовторых, нельзя считать человека только разумным существом. В человеке действуют силы, неподконтрольные человеческому разуму, даже непонятные ему. И весьма проблематично, определяет ли жизнь человека именно разум или его иррациональные свойства.
• Каким образом учение 3. Фрейда раскрывает данное положение? Какие способности человека, не относящиеся к разуму, могут оказывать влияние на его жизнь?

Религиозная концепция человека состоит в признании человека образом и подобием Божиим. Здесь следует оговориться, что данное определение обосновывается исключительной верой, а не рациональными доказательствами. Согласно данной концепции, человек является падшим и греховным существом, но через веру в Бога может обрести благодать и спасение (см. также темы «Основные этапы историкофилософского процесса. Средневековая философия» и «Русская философия. Этапы развития русской философии»).

В социальной концепции человек является продуктом общества, которое определяет его мысли и действия. В данной концепции необходимо предусматривается наличие надындивидуальной реальности. Например, у Э. Дюркгейма в качестве такой реальности выступает коллективное сознание, а у К. Маркса общественные отношения. Вместе с тем следует признать, что в человеке есть индивидуальноличностное духовное начало, которое не определяется обществом.
• Какие можно привести примеры, показывающие, что действия человека определяются не только обществом?

В экзистенциальной концепции человек представляет собой неопределившееся существо. Иначе говоря, человек еще сам не решил, кем и как ему быть. Природа человека сама по себе оказывается под вопросом, она принципиально не выяснена. По словам А. Камю,
«Человек единственное существо, которое отказывается быть тем, что оно есть».

Духовные состояния человека

Вопрос о духовных состояниях человека приобретает особое значение именно в экзистенциальной концепции человека. Следует отметить, что экзистенциализм возникает и оформляется как философское направление во времена мировых и гражданских войн, революций. Бурное развитие научной и технической мысли не сделало человечество счастливее, а напротив, привело к трагическим последствиям для самого человечества. Все это подтолкнуло философские умы обратиться к духовному миру человека, его переживаниям, в которых он созидает самого себя.

• В каких духовных состояниях может осуществлять себя человек, исходя из названных в предыдущем пункте концепций?
В духовных состояниях человек выступает как неповторимая индивидуальноуникальная личность. Он самоосуществляется в них, тем самым занимая определенное положение в мире и выражая свое отношение к нему.

Рассмотрим такие духовные состояния человека, как свобода, вера и творчество.

Свобода в различных концепциях может получать самое различное толкование от человеческого своеволия до добровольного подчинения человека действующей в мире необходимости. Здесь следует отметить, что свобода может относиться к духовному миру человека, а может относиться к его действиям. Это не одна и та же свобода, и нужно различать свободу переживания и мысли от свободы действия. Полная, ничем не ограниченная свобода возможна только лишь по отношению к духовному миру человека. Так, человек может быть свободен в своих переживаниях, в своем индивидуальном чувствовании мира и самого себя, в своих фантазиях, образах и мечтаниях.
• Каким образом человек может потерять свою духовную свободу?

Что же касается свободы действия человека, то здесь дело обстоит подругому. Свобода действия, т.е. возможность поступать по своему усмотрению, не может быть реализована в полной мере, и прежде всего вследствие двух моментов. Вопервых, свобода действия человека ограничивается законами природы.
• Как природа может ограничивать свободу действия человека?

Вовторых, реализация свободы действия одного человека может воспрепятствовать свободе действий другого человека. В этом состоит парадокс свободы. Будучи свободным в своих действиях, человек может нарушить свободу другого человека. Поэтому свобода действия человека может регулироваться обществом и самим человеком.
• Какие механизмы регулирования свободы действия существуют в обществе, у самого человека?
Обратимся к следующему духовному состоянию вере. Вера может быть определена как готовность к открытию себя бытию и его принятие как истинного для себя.
• В чем отличие данного определения веры от определения, предложенного в теме «Основные этапы историкофилософского процесса. Средневековая философия»?

Вера выражает не только отношение человека к Богу. Существует вера в самого себя, вера в своих детей, вера в разум (например: «разум когданибудь победит»), вера в любовь и т.д. Человек во чтонибудь, да верит. Можно не верить во чтото одно, но при этом верить в другое. Вера часто бывает неосознанной, однако именно на такой вере основаны многие поступки человека.

Вера является сложным состоянием человека, в котором сочетаются многообразные моменты его существования. Например, вера предполагает поклонение. Вместе с тем в вере могут возникать такие моменты, как служение, забота, уважение. В христианской мысли вера тесно связана с надеждой и любовью.
• Какие еще можно выделить моменты веры?
• Каково соотношение между свободой и верой в жизни человека?

Перейдем к творчеству одному из самых загадочных и удивительных духовных состояний человека. В творчестве человек выступает по отношению к миру и самому себе как преобразующее, созидающее существо.
Часто приходится слышать, что творчество — это искусство. Корректнее было бы сказать: творчество выражается в искусстве. Но и не только в нем, поскольку в противном случае получается, что творят одни лишь люди искусства — писатели, художники, артисты и т.д. Продуктами творческой активности человека являются книги, фильмы, машины, формы взаимоотношений с другими людьми, идеалы и ценности, собственные переживания. Поэтому творчество не следует сводить к искусству, оно проявляется в самых разных областях жизни каждого человека. Поэтому необходимо стремиться к реализации личного творческого потенциала.

Пожалуй, самое важное и ценное творение человека это он сам. Каждый человек творит собственную личность. Или же, по словам Ж. П. Сартра, человек «изобретает» самого себя.
• Какие качества человека могут представлять собой результат его творческой активности?
• Каким образом в словосочетании «свобода творчества» соотносятся духовные состояния человека? Какой смысл имеют формулы «творчество свободы», «творческая свобода», «свободное творчество»?

В заключение подчеркнем, что в своих духовных состояниях таких, как вера, свобода, творчество человек выступает как активное по отношению к миру и самому себе существо, как индивидуальноуникальная личность.
• Какие еще духовные состояния человека можно назвать? Какое место они занимают в жизни человека?

Образ современного человека

В современной философии формируются различные образы человека. Среди них можно отметить образы «сверхчеловека» Ф. Ницше, «творческой личности» Н. А. Бердяева, значение в современной мысли начинает приобретать образ мусульманина. В целом человека запечатлевает, как именно человек подает самого себя, как он представляет себя в мире.

Человек несет в себе не только свои индивидуальноличностные характеристики, — он выражает собой дух эпохи. Здесь возникает вопрос: каким же предстает современный человек?
Данный вопрос подразумевает решение другого вопроса: как можно определить особенности современного человека? С биологической точки зрения современный человек почти не отличается от человека античности или средневековья.
• Тогда в чем выражается различие между современным человеком и человеком другой эпохи?

С учетом современной общественной ситуации в России следует упомянуть три образа человека: западного, советского и постсоветского человека. Образ постсоветского человека сколько начинает складываться. Применительно к российскому обществу в самом начале XXIвека можно говорить только лишь о совмещении советского и западного образов человека. Однако можно предположить, что появится такой новый образ российского человека, который будет принципиально отличаться и от советского, и от западного человека. Это и будет образ постсоветского человека.
• Нужен ли вообще постсоветский человек? Можно ли ограничиться уже существующими образами человека?

Образ советского человека раскрывается в философии Г. П. Федотова. Советский человек появляется в результате изменения социального устройства, произошедшего в ходе Февральской и Октябрьской революций, гражданской войны, массовых репрессий и эмиграции. Федотов пишет:
«Революция не погубила русского национального типа, но страшно обеднила его».

Для нового советского человека высшей ценностью становится власть.
• Какое явление возникло в советском обществе в результате безоговорочного доверия и чрезмерного возвеличивания руководства?

В фильме «Ближний круг» вопрос, который задает главному герою его жена: «Ты кого больше любишь: меня или Сталина?», он считает риторическим. «Конечно, Сталина!» это само собой разумеется и ничуть не должно обидеть его жену.

Советский человек проходит через идеологическое воспитание и тотальную пропаганду, которые сопровождаются подавлением инородного. Федотов изображает советского человека как военноспортивного, волевого и технически ориентированного. Несмотря на очевидное культурное обеднение, он выражает уверенность в том, что с научнотехнической точки зрения советский человек нисколько не уступит западному человеку:
«Все то, что может быть достигнуто средствами внешней, научнотехнической цивилизации, в России будет достигнуто».
• Оправдались ли пророчества русского философа относительно научнотехнического развития в России?

Образ советского человека характеризует также А. А. Зиновьев. Он утверждает, что советский человек, или, как он выражается, гомосос, в своей основе является идеологическим существом. Отсюда следствия: он умеет действовать по ситуации и в высшей степени демагогичен. Если надо, советский человек способен на высшие проявления добра; если надо, он демонстрирует высшие проявления зла.

Как отмечает Зиновьев, советский человек может внимательно выслушать речи о недостатках советского строя, искренне согласиться с этим и даже привести массу своих доводов. И после этого он «столь же искренне» донесет на своего собеседника.
«Мой близкий друг писал доносы на меня и других, но делал это так, что подозрение падало на меня».

Советский человек готов ко всему. Хотя он ожидает лучшего, он все же надеется на худшее. Для советского человека ожидаемо ухудшение ситуации. Его не удивишь ни отключением воды, тепла или электроэнергии, ни повышением цен, ни очередной аварией на производстве или стихийным бедствием. В этом смысле советский человек обладает большим запасом прочности. Но самое главное, что советский человек не считает при всем этом себя уязвленным! По высказыванию Зиновьева,
«если бы мы даже захотели встать на колени перед властью, последняя просто не позволила бы нам это сделать. Нам бы за это влепили так, что мы бы и думать позабыли о такой вольности, как стояние на коленях… При коммунизме человек обязан стоять по стойке «смирно»».

Можно подумать, что Зиновьев не очень хорошо относится к советским людям. Возможно, это так. Но здесь нужно учесть два обстоятельства: вопервых, он прежде всего исследует образ советского человека, а не выступает против него, и вовторых, он сам является советским человеком. Он не скрывает этого и откровенно признается:
«Я сам есть гомосос».
• Как соотносится образ советского человека с особенностями русской культуры (см. тему «Русская философия. Проблема русского самосознания»)?
Образ западного человека исследовал Д. Рисмен. Он считает, что западный человек ориентирован извне, т.е. его бытие определяется прежде всего обществом. Согласно Рисмену, именно в современном мире резко усиливается зависимость человека от общества. Это выражается в том, что жизнь человека определяется такими факторами, как информация, реклама, мода, связи (см. тему «Философия экономики. Экономическая стратегия личности»). Западный человек обезличен, он мыслит и действует по стандарту, им легко манипулировать.
• При помощи каких общественных механизмов возможна манипуляция над
человеком?
Также западный человек часто бывает внутренне опустошен, иногда апатичен и циничен.
• Каковы истоки появления в образе западного человека состояний опустошенности и апатии, проявлений цинизма?
По мнению К. Хорни, жизнь современного западного человека определяется четырьмя «великими неврозами». Они заключаются в следующем:
1. Поиск любви и одобрения любой ценой.
2. Погоня за властью, престижем и обладанием.
3. Покорность.
4. Бегство от общества.
•Характерны ли указанные черты западного человека для человека современной
России?
• В какой мере образы советского и западного человека могут повлиять на формирование образа постсоветского человека?

Философское осмысление общества

Проблема общества исследуется в одном из разделов прагматической философии социальной философии. Можно определить следующий круг главных социальнофилософских вопросов:
• Как мыслится общество в социальнофилософском знании?
• Какие модели общества представлены в социальнофилософских концепциях?
• Что представляет собой общественная структура?
• Какие факторы являются определяющими в жизни общества?
• В чем заключаются особенности современного состояния общества?

Специфика социального познания состоит в том, что познающий одновременно является и познаваемым. Ведь человек является частью общества. Исследуя общество, он исследует самого себя.
• Для каких объектов философии также справедлива данная особенность?
• Какие еще можно выделить особенности социального познания?

Общество как системное образование

При раскрытии взаимоотношений человека и мира следует учитывать, что человек является частью общества. Человек включен в общественную структуру и реализует самого себя через социальные механизмы. Это не значит, что человеческое бытие исчерпывается социальным бытием. Так, в понятие социального не входят природные и личностные аспекты бытия человека.

Можно предложить следующее определение общества:
Обратимся к определению общества.
• Какие элементы общества можно выделить, исходя из данного определения?
Сделаем некоторые пояснения.
Рассмотрим определение понятия «социальная общность». К социальным общностям относятся семья, трудовой коллектив, страта, класс, нация и др.
Теорию социальной стратификации создал П. А. Сорокин. Слово «страта» означает социальный слой. Стратификация представляет собой иерархию таких социальных слоев. Эта иерархия выстраивается по таким критериям, как доход, образование, власть и род занятий.
• Может ли человек добиться высокого положения по всем четырем показателям?
• Какие еще критерии можно предложить для стратификации общества?
Классы также представляют собой социальные общности, или группы. Согласно В. И. Ленину, классы отличаются друг от друга:
1. Местом в исторически определенной системе общественного производства.
2. Отношением к средствам производства.
3. Ролью в общественной организации труда.
4. Способами и размерами получения результатов общественного труда.

В современных социальных теориях понятия класс и страта сближаются; обычно же классы обозначают более крупные социальные общности, нежели страты. Так, в обществе могут выделяться 35 классов и более 10 страт.
Существует множество классовых теорий и теорий стратификации. В них предлагаются самые разные варианты выделения в обществе классов и страт. Можно сказать, что существует три основных класса — высший, средний и низший. А неосновные классы выделяются уже внутри этих трех классов.
• Кого можно считать представителем высшего, среднего и низшего классов в современном российском обществе?

Перейдем к следующему элементу общества социальному институту. К социальным институтам относятся, к примеру, семья, право, религия, экономика, государство и т.д. Человек как социальное существо реализует себя именно через социальные институты. Они включают в себя систему норм, правил, запретов, традиций, обычаев и т.д., через которые и происходит самореализация индивида.
• Как возможна самореализация индивида в ситуациях, когда он должен следовать определенным нормам поведения?
Социальные институты обеспечивают контроль над индивидом. Чем больше укоренены социальные институты в системе общества, тем более упорядочена и регламентирована жизнь индивида.
• Каким образом при помощи такого социального института, как семья, общество а) диктует индивиду определенный образ поведения, б) осуществляет контроль над индивидом?
• В чем отличие семьи как социальной общности и как социального института?
Также следует отметить, что любое общество имеет свою культуру. Она объединяет представителей этого общества и, вместе с тем, отличает их от общества другой культуры.
• Какие возможности несет в себе взаимодействие социальных общностей, которые обладают различной культурой? Подтвердите свой ответ примерами.

Модели общества

Построение различных моделей общества зависит от выбора оснований, которые определяют все другие составляющие общества. В качестве оснований общества можно представить природные, экономические и духовные факторы.

К природным факторам относятся географические условия. Вопрос ставится так, что общественные явления становится возможным объяснить, исходя из того, в каких географических условиях находится то или иное общество. Например, английский ученый Г. Бокль в ХГХ веке пытался оправдать наличие рабства в Индии жарким климатом, который влияет на психику индусов. Впрочем, есть основания полагать, что возникновение данной концепции связано с политическими мотивами.

Л. И. Мечников создает океаническую концепцию, в которой делает акцент на взаимосвязи между жизнью общества и гидросферой. Исходя из этого, он различает исторически складывающиеся речные цивилизации (например, китайская или индийская), средиземноморскую и океаническую, которая возникает с открытием Америки и знаменует собой переход к свободной солидарности людей.
• Какие еще можно выделить географические факторы, определяющие жизнь общества?
Природные факторы — это и биологические факторы жизни общества.
• Какие факторы биологического порядка могут выступать в качестве оснований
общества?

Экономическими факторами жизни общества являются, к примеру, разделение труда, формы организации труда, способ производства (подробнее см. тему «Философия экономики. Философские подходы к осмыслению экономики»).

К духовным факторам жизни общества можно отнести ценности, религию, традиции, научные знания и т.д. С учетом распространения религий в современном обществе, можно говорить, к примеру, о христианском, мусульманском, буддистском мирах. Воздействие религии на жизнь общества многообразно: начиная с внешнего вида сооружений и заканчивая формами взаимоотношений между людьми, традициями и обычаями.
• Каким образом научные знания могут определять жизнь общества?

В различных концепциях в качестве оснований общества может быть избран либо один из этих факторов (скажем, рост населения), либо — сразу несколько однородных (климат, почва) или разнородных (разделение труда, религия) факторов.
• Какие модели российского общества можно представить, приняв в качестве оснований: а) природные; б) экономические; в) духовные факторы?
• Какие из приведенных факторов играют главную роль в жизни общества? Можно ли так ставить вопрос?

Концепции современного общества

Демографические и урбанистические процессы, происходившие в обществе в XX веке, а также бурное развитие телекоммуникационных технологий послужили толчком к выработке новых концептуальных взглядов на общество. Существует целый ряд концепций, которые описывают общество в его современном состоянии.

Традиционно современное западное общество обозначается как свободное и демократическое общество. Л. фон Мизес утверждает, что в свободном обществе имеется
«возможность функционировать несмотря на то, что его члены расходятся по поводу многих ценностных суждений»,
• Возможна ли в «несвободном» обществе свобода мысли, слова, действия?
Идеалы свободы и демократии запечатлены в концепции открытого общества К. Поппера. Согласно этой концепции, открытое общество отличает развитое гражданское общество и право; плюрализм в культуре, политике, экономике; рациональнокритическое отношение к действительности.

В отличие от этого в закрытом обществе, например, советском, ведущая роль принадлежит единственно разрешенной партии. Во главе партии находится вождь, его ближний круг. Партия осуществляет массовый террор, создавая образ врагов народа (предателей, вредителей, шпионов иностранных разведок и т.п.). Свобода слова в закрытом обществе ограничена государственной цензурой. В экономике закрытого общества осуществляется централизованное управление, в социальной политике принцип примата государства над личностью.

Концепция массового общества представлена в трудах X. ОртегииГассета. По его мнению, достижения научнотехнической мысли породили ложную уверенность масс в своем всезнании и всемогуществе. ОртегаиГассет отмечает духовное и нравственное падение общества, погрязшего в трясине современного быта:
«…материальной доступности и обеспеченности сопутствует житейская комфорт и общественный порядок. Жизнь катится по надежным рельсам, и столкновение с чемто враждебным и грозным мало представимо».

В массовом обществе формируется особое отношение человека к государству. При столкновении страны с какимилибо трудностями или проблемами, человек массового общества взывает к властям, чтобы те взяли все заботы на себя, употребив свои безотказные и неограниченные средства. Здесь и скрывается главная угроза для цивилизации:
«Полностью огосударствленная жизнь, экспансия власти, поглощение государством всякой социальной самостоятельности, словом — удушение творческих начал истории, которыми в конечном счете держатся, питаются и движутся людские судьбы».
• Можно ли считать современное российское общество массовым?

В эпоху всемирных процессов, охвативших планету, появляется концепция глобального (т.е. всемирного, всецелого) общества. Общественные события начинают приобретать глобальный характер и оказывать влияние на жизнь всего человечества.
• Какие можно привести примеры глобальных событий в экологии, медицине и т.д.?
Экономические связи государств находятся на таком уровне, когда кризис в одной из ведущих держав отражается на валютных и фондовых рынках всех стран. Все это неизбежно заставляет лидеров мировых держав садиться за стол переговоров и искать общие пути разрешения мировых проблем, сплачивать свои силы перед лицом общих трудностей.

К тому же наблюдаемое взаимопроникновение культур, достижения в развитии транспортных средств, открывшие возможность свободного и быстрого перемещения человека в пределах земного шара, достижения в области средств связи, все это способствует формированию планетарного мышления у человека.
В концепции глобального общества заложена мысль о том, что Земля является общим и единственным домом для всех людей.
• Какие негативные явления можно выделить на пути к глобальному обществу? Почему в современном мире широкое распространение получают антиглобалистические идеи?

Революционное развитие информационных технологий, проникновение вычислительной техники во все сферы общественной жизни и все возрастающее ее значение явили предпосылки становления нового общества, получившего название постиндустриального. Концепция постиндустриального общества развивается в трудах Д. Белла, Дж. Гэлбрейта, Н. Н. Моисеева. Главным ресурсом такого общества является информация, благодаря чему оно получает второе название — информационное общество.

На сегодняшний день производство все более активно компьютеризируется. Благодаря этому для оценок состояния экономики развитых стран практически перестали использоваться свойственные индустриальному обществу характеристики: «рост производства энергоносителей», «объем производства», «рост численности лиц, занятых в производстве» и т.д. С внедрением информационных технологий связано энергосбережение, уменьшение отходов производства и колоссальный рост производительности труда, что значительно упрощает производство, делает его более гибким и экономичным. Наряду с этим развиваются новые технологии, меняющие привычные стандарты жизни.

Всемирная информатизация меняет политическую ситуацию в мире. Ведущими становятся не те страны, которые обладают наиболее мощным оружием или добывают больше полезных ископаемых, а те, которые способны генерировать качественно новые научнотехнические идеи и производить более совершенную техническую продукцию.

Интернет, системы спутниковой связи и прочие телекоммуникационные технологии, предоставляющие качественно новый уровень хранения, обработки и передачи информации, создали предпосылки для появления такого феномена информационного общества, как Коллективный Разум. Коллективный Разум призван играть в обществе роль, аналогичную той, которую играет разум человека в его организме, призван содействовать гармоническому развитию общества и преодолению все возрастающих трудностей.
• Какие можно отметить достоинства и недостатки культового достижения информационного общества — Интернета?
Современное общество в философской мысли представлено рядом концепций, которые не противопоставляются и не отвергают друг друга; напротив, они дополняют друг друга, формируя целостный и глубокий взгляд на современное общество. Множественность концепций объясняется различными онтологическими основаниями.
• Какие можно выделить основания концепций открытого, массового, глобального, информационного общества?

Философия экономики

Целесообразность философского осмысления экономики продиктована прежде всего тем огромным значением, которое экономика имеет в жизни человека и общества. Философия экономики интересуется вопросами, связанными с выяснением условий, обстоятельств и факторов, которые создаются человеком в хозяйственной деятельности и воздействуют на его бытие.

Экономика попадает в область философских размышлений прежде всего как сфера, в которой человек определяется (а в силу высокой динамичности экономической деятельности и переопределяется) в своем отношении к миру.

Среди множества вопросов, которые разрабатывает философия экономики, можно отметить следующие:
• Какова роль экономики в динамике отношений человека и мира?
• Каково соотношение экономикохозяйственной сферы со сферой духовной жизни общества?
• Каким образом формируются ориентиры экономической системы?
• Каковы возможности экономического самовыражения личности?
• Каково соотношение экономики и экологии?

Философские подходы к осмыслению экономики

В переводе с греческого языка термин «экономика» означает «искусство ведения домашнего хозяйства», а если трактовать его буквально — «закон, устанавливаемый в доме». Иначе говоря, под экономикой в античном образе мышления понималось управление хозяйством под эгидой законов или в соответствии с законами.

В западноевропейской культуре экономика стала пониматься как совокупность форм и способов хозяйствования, т.е. использования людьми разных ресурсов для производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг. Главный вопрос, стоящий перед экономикой любой страны, можно представить в виде следующей формулы: что, как и для кого производить? Решение этого вопроса во многом обусловливает специфику той или иной экономики.

Философское осмысление экономики предполагает раскрытие вопросов о ее структуре и развитии. Здесь возникает целый ряд концепций. Например, К. Маркс для описания экономической системы использует понятие способа производства. Способ производства включает в себя производительные силы и производственные отношения. Производительные силы это рабочая сила (люди), средства производства (оборудование, сырье), инфраструктура (транспорт, связь). Производственные отношения это отношения между людьми, которые складываются в процессе производства.
• Почему, с точки зрения Маркса, производственные отношения имеют материальный характер?

Способ производства материальных благ обусловливает политические, социальные и духовные процессы. Отсюда и вытекало материалистическое утверждение о том, что не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, общественное бытие определяет сознание. Это и есть материалистическая позиция в объяснении общественных явлений (см. тему «Философское осмысление общества. Модели общества»).

Экономика в современных условиях является весьма динамичным образованием. Масштабные изменения в содержании и характере труда, произошедшие в XX веке, не могли не вызвать изменений во взглядах на экономику. К примеру, в современном состоянии экономики необходимо учитывать значение менеджмента, т.е. системы управления производством. Роль менеджеров в современном производстве столь велика, что, по мнению некоторых исследователей, реальный контроль над экономикой от собственников (на землю, сырье, оборудование) переходит к менеджерам. В современной экономике начинают играть большую роль специалисты по связям с общественностью, экологи и др.
• Какие еще можно привести примеры, раскрывающие изменения в современной экономике?

Весьма авторитетной в научнофилософских кругах является концепция развития экономики как процесса разделения труда. Среди ее сторонников А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Л. фон Мизес и др. Разделение труда означает появление новых структур производства, повышение производительности труда, применение новых технологий.

Как считает Л. фон Мизес, в краткосрочной перспективе повышение производительности труда ведет к ущемлению интересов людей (сокращение занятости в производстве, безработица). Но в долгосрочной перспективе процесс разделения труда приводит к улучшению жизни людей.
• С чем может быть связано улучшение жизни людей? Почему это улучшение возможно лишь в долгосрочной перспективе?

Согласно воззрениям К. Маркса, развитие экономики представляет собой последовательную смену способов производства. Существуют несколько способов производства: рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический. Они закономерно и последовательно сменяют один другой. Здесь возникает вопрос: каков механизм перехода от одного способа производства к другому?

Дело в том, что производительные силы постепенно развиваются, и производственные отношения перестают им соответствовать, начиная задерживать их развитие. Например, промышленный переворот в эпоху Нового времени означает переход производительных сил на уровень капитализма, тогда как производственные отношения все еще остаются феодальными. В этом случае необходимые реформы (например, введение конституции и переход от абсолютной монархии к конституционной) или даже революции (например, Великая Французская революция) приводят производственные отношения в соответствие с производительными силами.

В марксистской концепции были открыты важные закономерности развития экономики. Вместе с тем большинство прогнозов, сделанных Марксом о будущем, не сбылось. Например, выяснилось, что капитализм, вопреки Марксу, повышает, а не понижает уровень жизни наемных рабочих.
К. Кларк представил развитие экономики как смену типов производства: первичного (сельское хозяйство), вторичного (промышленность) и третичного (торговля, сфера услуг, информация). Кларк делает акцент на том, что типы производства различаются своим содержанием и направленностью.
У. Ростоу выделяет пять стадий экономического роста: традиционная, переходная, сдвига, зрелости, массового потребления. В традиционной экономике доминирует сельскохозяйственное производство, власть находится у земельных собственников, наука и техника развиты слабо.

Переходная экономика характеризуется ростом производительности и капиталовложений на душу населения, возникновением централизованных государств, ростом предприимчивости и распространением национализма.
На стадии сдвига происходит промышленный переворот, который приводит к быстрому росту основных отраслей промышленности и накоплению капитала.

Стадия зрелости отличается появлением новых отраслей промышленности, широким внедрением достижений науки и техники, стремительным ростом городского населения и квалифицированного труда.

Наконец, на стадии высокого массового потребления доминирующее положение занимает сфера услуг, а в промышленности традиционные отрасли вытесняются производством товаров массового потребления.
• Какие хронологические рамки соответствуют каждой стадии экономического роста? От чего может зависеть установление хронологических рамок стадий?
• Какие критерии использует Ростоу для выделения стадий экономического роста?
Как видно, рассматриваемые концепции выявляют определенные закономерности в функционировании и развитии экономики.
• Как возможны разные концепции функционирования и развития экономики?
Сделаем следующий вывод: развитие экономики можно представить в виде закономерного процесса, в ходе которого осуществляется поэтапный переход к системам более сложной и организованной структуры.
• Дает ли это возможность предвидеть дальнейшее развитие экономики в краткосрочной или долгосрочной перспективе?

Экономические ориентиры общества

Несмотря на то, что развитие экономики происходит в соответствии с определенными законами, экономика разных стран не только находится на разных уровнях развития, но и имеет различное содержание.

Каждое общество имеет свои ориентиры экономического развития. Довольно эффективными инструментами для выявления экономических ориентиров общества выступают понятия открытости и закрытости экономики. В этих понятиях раскрывается экономический менталитет того или иного общества. Открытость предполагает направленность экономики вовне, ее мобильность, стремление к новому; закрытость направленность экономики на себя, консервативность, приверженность традициям.

Понятия открытости и закрытости могут применяться к различным сторонам экономической жизни. Это может касаться экономических взаимоотношений с соседними государствами. Если античная Греция проявляла открытость во взаимоотношениях с другими народами и странами и представляла собой центр пересечения экономических интересов, то Китай решил отгородиться от своих соседей, для чего возвел Великую Китайскую стену.

Открытость в отношении экономической свободы означает свободный рынок, закрытость государственное регулирование. Как известно, экономика большинства стран сочетает элементы свободного рынка и государственного регулирования. Свободный рынок практически в чистом виде представлен экономикой Гонконга, тогда как в СССР командноадминистративная система осуществляла тотальный контроль государства над экономикой. Вместе с тем сочетание свободного рынка и государственного регулирования экономики может быть различным: США и Великобритания придерживаются принципа «минимального государства», в Швеции государственное влияние выражается, прежде всего, в социальной сфере, в Японии государство занимается планированием и прогнозами.

Можно сделать вывод: открытость экономики отнюдь не противопоставляется ее закрытости. В открытой экономике могут содержаться элементы закрытости, и наоборот.
Открытость может также выражаться в экспансивности, т.е. активной направленности
на поиск и освоение новых ресурсов и рынков; в стремлении к развитию технологий и внедрению достижений науки и техники в экономику. Именно эти факторы во многом обусловили быстрое развитие европейской цивилизации в Новое время и ее доминирующее положение в мире. Экспансивность выразилась в географических открытиях, завоеваниях, порабощении народов других континентов, а высокая степень развития техники помогала удерживать эти завоевания и достаточно эффективно использовать их в целях усиления могущества европейских государств.

Японское экономическое чудо стало возможным благодаря открытости до того очень замкнутого государства к науке и технике европейского типа. Более того, Япония сумела перенять достижения Европы. Чужое для японской экономики стало своим собственным. Здесь мы видим пример экономической толерантности, которую проявило японское общество.
В то же время не следует полагать, что открытость более предпочтительна, нежели закрытость. Так, экономическая система весьма экспансивной России, раскинувшейся от Балтики до Тихого океана, куда менее эффективна, чем экономика куда более скромных по территории и ресурсам Бельгии и Нидерландов. А США со своей экспансивной экономикой, напротив, добились в XX веке экономического первенства в мире.

Открытость и закрытость экономической системы выражают не ее эффективность, а ее ориентиры, которые во многом определяется культурными особенностями, менталитетом.
Вместе с тем и сама экономика, в свою очередь, может оказывать влияние на культуру. Формирование культуры может выражаться, к примеру, в воздействии товаров и услуг на стиль поведения человека. Владелец или пассажиры «Мерседеса», скорее всего, постараются вести себя так, чтобы их поведение сочеталось с образом этого автомобиля.
• Какие перемены в поведении человека возможны, если он становится владельцем дорогого автомобиля? Каким образом товары и услуги могут изменить поведение человека?

Влияние на культуру оказывают не только товары и услуги, но и сам процесс производства. Компании вырабатывают свою этику труда и взаимоотношений на производстве. Об этом можно судить, к примеру, по девизам компаний «Изменим жизнь к лучшему», «Сделано с умом», «Искусство создавать автомобили» и т.д.

Транснациональные корпорации, распространяющие свое влияние на несколько регионов или даже стран, привносят свою культуру на новые места своей деятельности. Увеличивая географию производства, они увеличивают и культурное влияние. Национальная культура здесь не становится преградой. Дело в том, что транснациональные корпорации представляют собой не столько наднациональные, сколько вненациональные объединения. Для них важно не то, где и кто производит, а то, что и как производит. Технологии и качество их главные приоритеты; такие факторы, как месторасположение предприятий и национальная принадлежность рабочих, отодвигаются на второй план.

Таким образом, по экономике можно судить о содержании культуры. Культурные особенности могут выражаться, например, в производимых товарах и услугах. Их можно обозначить как маркеры культуры.

К примеру, если у человека есть «Фольксваген», по европейским меркам это означает, что его владелец ценит практичность, скромность и надежность. Владельца «Мерседеса» отличает его состоятельность и представительность, стремление к роскоши и комфорту.
Однако если тот же «Фольксваген» окажется на российских дорогах, это также может быть воспринято как свидетельство состоятельности и высокого общественного положения его владельца. Очевидно, что культурное содержание товаров и услуг может изменяться в различных ситуациях.
• Как становится возможным разное восприятие культурного содержания товаров и услуг?
• Какой вывод можно сделать о формах взаимосвязи экономики и культуры?

Экономическая стратегия личности

В философии экономики также рассматриваются вопросы, касающиеся профессионального самовыражения личности. В них раскрываются условия, возможности и цели профессиональной деятельности, которая является неотъемлемым элементом экономики.

Прежде чем переходить к этим вопросам, нужно выяснить, зачем вообще нужна индивидуальная профессиональная деятельность? Вроде бы, ответ прост и самоочевиден: нужны деньги. Деньги нужны для обеспечения самых разных человеческих потребностей (еда, жилье, удобства и др.). Эта цель профессиональной деятельности чаще всего выступает в качестве первичной, исходной. Однако она не является единственной целью экономического самовыражения личности.

Не менее важную роль играет потребность в использовании собственного времени. Эта потребность редко осознается; люди едва успевают отдохнуть от своей работы в выходные и отпускные дни. Но если ктото не был занят слишком долго, он замечает, что постепенно отсутствие занятости превращается в скуку, а затем и в самую настоящую пытку. Недаром О. Уайльд говорил:
«Ничего не делать очень тяжелый труд».
Отсюда можно сделать следующий вывод: человек работает не только потому, что испытывает потребность в денежных средствах, но и потому, что не может не работать.

Еще одна цель профессиональной деятельности состоит в личностном самовыражении.
• В чем заключается личностное самовыражение в профессиональной деятельности?
Современная экономика предоставляет множество путей осуществления профессиональной деятельности человека. Человек может стать военным, заниматься охраной порядка, вести свой бизнес, избрать научную или медицинскую карьеру. С понятием карьеры тесно связано понятие карьерной лестницы.

Карьерная лестница включает в себя ступени, которым соответствуют все должности от самой низшей до самой высшей. Количество всех ступеней данной карьерной лестницы составляет ее диапазон. У военных карьерная лестница начинается с рядового и заканчивается генеральскими и маршальскими званиями. Но бывает и так, что человек начинает свою карьеру не с низшей ступени. Например, выпускники военных заведений могут выходить на службу в ранге лейтенанта.
• От чего зависит, какую ступень карьерной лестницы может занять человек при приеме на работу?

Ступени карьерных лестниц отличаются друг от друга по разным параметрам. Например, для оценки определенной должности можно воспользоваться формулой «время деньги», т.е. выяснить, как соотносятся время, затрачиваемое на работу, и получаемый доход. Наилучшее сочетание этих параметров обеспечивает высокий статус карьерной ступени и соответствующей должности.

Вместе с этим можно ввести и другие параметры. Например: сколько сил человек затрачивает на свою работу? При этом надо отметить, что много сил отнимает не только тя
желая по определению работа (например, металлурга или шахтера), но и утомительная рабо
та. К примеру, работа на конвейере или в офисе внешне может не выглядеть тяжелой, но,
ввиду однообразия, ответственности, эмоционального напряжения отнимать не меньше сил,
чем работа того же металлурга.

Далее, ступени карьерной лестницы сравниваются по таким параметрам, как расположение места работы, ее экологичность, удобство рабочего места и др. Кроме того, могут иметь значение факторы личностного характера интерес, долг и т.д.
• Какие еще можно предложить критерии оценки должности? Какие из них являются более важными, а какие менее?

В целом можно сказать, что чем выше ступень карьерной лестницы, тем, скорее всего, будет выше доход и ниже затраты времени и энергии. Что же касается соотношения ступеней разных карьерных лестниц, то часто бывает так, что должность, которая располагается достаточно высоко на своей карьерной лестнице, оказывается менее предпочтительной, нежели должность, которая на другой карьерной лестнице находится внизу.

В любом случае, каков бы ни был уровень профессионального самовыражения человека, он может стремиться к тому, чтобы подняться по карьерной лестнице. Этот процесс раскрывается в понятиях карьерного роста и карьерной дистанции. Карьерная дистанция показывает, на сколько ступеней поднимается или спускается человек по карьерной лестнице.
Можно выделить несколько факторов, которые содействуют карьерному росту. Для того чтобы занять более высокую должность, прежде всего нужно проявить к этому желание и обладать возможностями выполнять обязанности, которые предусматривает эта должность. Проще говоря, нужно хотеть и уметь работать. Это очень простые условия, но зачастую человек не соответствует либо одному из них, либо сразу обоим. Если же человек проявляет энергичность, креативность, появляется на работе в хорошем настроении, если он компетентен, имеет образование и опыт работы, — у него хорошие шансы на повышение.

Помимо этих факторов, большое значение имеют связи. Хорошие связи могут обеспечить быстрое продвижение по карьерной лестнице. Это могут быть родственные связи они достаточно прочные, постоянные и наличествуют с самого начала карьеры; другие связи могут иметь временный характер и приобретаются уже в ходе нее.
Другие факторы карьерного роста менее значимы: таковы инициативность, общительность, принципиальность и т.д. Они далеко не всегда способствуют карьерному росту. Инициатива часто вызывает ироничное отношение и даже злобу, общительность раздражает, принципиальность обычно служит дурную службу и т.д. Впрочем, в некоторых случаях эти качества весьма полезны.

Бывает и так, что наличие большинства или даже всех этих способностей не обеспечивает продвижения по карьерной лестнице.
• Что может воспрепятствовать карьерному росту в случае наличия необходимых для этого способностей?
На высших уровнях разных карьерных лестниц располагается элита общества.

Элита предъявляет новые требования к человеку. От представителя элиты требуется не только компетентность, но и стратегическое мышление, ему необходимо видеть перспективу, направлять развитие той области деятельности, к которой он относится. Ответственность здесь возрастает еще больше. В элите усиливается профессиональная конкуренция, и не каждый способен ее выдерживать.

Общественная значимость элиты состоит в том, что она обеспечивает быстрое взаимодействие между разными сферами общества. Например, потребности промышленности в высококвалифицированных кадрах при эффективно функционирующей элите быстро передаются в сферу образования и реализуются в ней.
Существует расхожее мнение, что люди обязательно должны стремиться к тому, чтобы попасть в элиту, т.е. достичь высшего положения в своей профессиональной сфере. Это не совсем так.

Иногда для человека очевидна невозможность или ненужность достижения элитного положения. Когда человек восходит на определенную ступень карьерной лестницы и чувствует, что выше ему не подняться, возникает ситуация карьерного потолка. Если человек поднимается еще выше, он либо чувствует неудовлетворенность своим положением (слишком высоким для себя), либо теряет компетентность, перестает справляться со своими обязанностями. Если же дальнейшее продвижение по карьерной лестнице просто не нужно, возникает ситуация отсутствия карьерного интереса.
• В каких случаях ситуации карьерного потолка и отсутствия карьерного интереса могут совпадать?

Тест к теме 1: Философия в жизни человека и общества

1. Какого типа мировоззрения не существует:
1) космического;
2) мифологического;
3) религиозного;
4) философского.

2. Какая форма духовной деятельности направлена на получение, разработку и систематизацию знаний:
1) искусство;
2) наука;
3) религия;
4) философия.

3. Какой вопрос не является философским:
1) в чем смысл жизни?
2) каково происхождение человека?
3) познаваем ли мир?
4) что такое философия?

4. Какое понятие не является философским:
1) бытие;
2) диалектика;
3) кредит; .
4) мировоззрение.

5. Какое состояние не может считаться мотивом философствования:
1) самодовольство;
2) сомнение;
3) стресс;
4) удивление.

6. Что из нижеперечисленного не относится к философии:
1) догматы;
2) методы;
3) принципы;
4) размышление.

7. Какое определение не раскрывает смысл понятия «основание»:
1) базовое;
2) изначальное;
3) промежуточное;
4) фундаментальное.

8. Каким термином обозначаются устойчивые, обобщенные и стандартизированные
представления о действительности:
1) заблуждение;
2) норма;
3) обычай;
4) стереотип.

9. В каком разделе философии рассматривается проблема познаваемости мира:
1) антропология;
2) гносеология;
3) социальная философия;
4) этика.

10. Как называется функция философии, связанная с разработкой и осмыслением
способов организации знания:
1)гуманистическая; 2) критическая;
3) методологическая;
4) мировоззренческая.

Тест к теме 2: Основные этапы историкофилософского процесса

1. Какой из этих эпитетов не применим к античному космосу:
1) беспредельный;
2) живой;
3) разумный;
4) телесный.

2. В какой форме Платон изложил свои философские взгляды:
1) диалог;
2) сумма;
3) эссе;
4) Платон не написал ни одного сочинения.

3. Какое понятие не входит в учение Платона об идеях:
1) запредельное место;
2) причастность;
3) судьба;
4) эйдос.

4. Один философ порол раба за кражу. «Мне суждено было украсть!» кричал раб. «И суждено было быть битым», — отвечал философ. Философ был:
1) платоник;
2) софист;
3) стоик;
4) эпикуреец.

5. Какой символ выражает любовь к Богу как христианскую добродетель:
1) корабль;
2) крест;
3) оливковая ветвь;
4) пылающее сердце.

6. Каким термином обозначается признание человека, его жизни и блага высшей ценностью и приоритетом общества:
1) гуманизм;
2) индивидуализм;
3) патриотизм;
4) эгоизм.