Характеристики социальной деятельности

Каждая из перечисленных сфер, в свою очередь, подразделяются на еще более мелкие или объединяется с другими и образует более крупные. Так, до сих пор в экономику включали лишь производство и обслуживание вещей.

Это вполне соответствовало буржуазной модели экономики, которая в качестве своей цели имеет рост капитала, обогащение. Производство и обслуживание людей   буржуазную политэкономию до последнего времени не интересовали.

Иначе должно быть в посткапиталистическом информционном обществе, экономика которого призвана иметь вполне выраженный гуманитарный характер. По самой своей природе она требует ориентиров, направленных на все более полное удовлетворение всесторонних потребностей людей. Поэтому новая экономика должна включать не только производство и обслуживание вещей, но также материальное производство и обслуживание людей.

Выделение указанных шести сфер социальной деятельности чрезвычайно важно для поддержания социального равновесия на любом этапе общественного движения. Дело в том, что ни одна из этих сфер не может получать существенных преимуществ в своем развитии, тем более на длительный срок. Между этими сферами всегда должно устанавливаться состояние равновеликости, равнозначности, социального баланса. Если этот баланс по каким-либо причинам нарушается, такое общество начинает лихорадить, иногда весьма значительно. Именно так произошло с советским обществом, которое в течении более 70 лет преимущественное внимание уделяло производственной сфере в ущерб всем остальным.

Особую важность для сущностной характеристики социальной деятельности имеет анализ ее внутреннего строения, выделение основных элементов, сторон, факторов и установление механизмов взаимодействия между ними. По внутреннему (эзотерическому) механизму осуществления в структуре общественной деятельности можно выделить, во-первых, два исходных элемента — актуальную деятельность и накопленную; во-вторых, две основных стороны — общественное сознание и практику; в-третьих, два фактора — социальную информацию и социальную организацию; наконец, в-четвертых, два регулятора — социальное управление и социальное дезуправление.

В обществоведении наряду с понятием “общественная деятельность” достаточно часто используется понятие “общественная жизнь”. Как они между собой соотносятся? Думается, что эти два понятия имеют идентичное содержание и потому их следует использовать в качестве синонимом.

О строении деятельности в философской и социологической литературе высказано множество мнений. В конечном счете их можно разбить на две основные группы. Одни авторы всю проблему сводят к выработке классификации многообразных форм социальной деятельности. Так, Б.А. Грушин предлагает три классификационных ряда, в которые включает определенные “типы” деятельности. Прежде всего, по характеру затрачиваемой энергии он различает деятельность, связанную с затратой преимущественно мускульных, умственных и психических сил. Затем по составу дифференцирует “предметную деятельность”, “информационную деятельность” “и игру физиологических или психических сил”.  Наконец, по общему характеру выделяет “производство”, “потребление” и “общение”.

Другие авторы стремятся вскрыть внутреннюю структуру социальной деятельности, но серьезно расходятся между собой в вопросе о составе образующих ее элементов. По мнению М.С. Кветного, например, во внутренний, “эзотерический” срез входят четыре “конституирующих элемента всякой деятельности” — 1) потребности и интересы, 2) мотивы и цели, 3) действия и средства, 4) продукты.

М.С. Каган считает “возможным вычленение трех основных элементов деятельности… субъект, наделенный активностью и направляющий ее на объекты или на других субъектов; объект, на который направлена активность субъекта (точнее — субъектов); сама эта активность, выражающаяся в том или ином способе овладения объекта субъектом или в установлении субъектом коммуникативного взаимодействия с другими”. В свою очередь, Э.Г. Юдин признает наличие четырех элементов деятельности — “цель, средство, результат и сам процесс деятельности”. А с точки зрения        Л. Николова, о деятельности вообще нельзя говорить, “если не выделяются три элемента — продуцент, предмет, продукт…”.

Как видим, все названные авторы в предлагаемых структурах деятельности вполне очевидно не проводят различия между деятельностью и взаимодействием. Они, по существу, отождествляют эти феномены, тогда как деятельность — это всего лишь те напрвленные изменения в процессе взаимодействия, которые происходят внутри взаимодействующих общностей. Деятельность есть свойство каждой из сторон взаимодействия. Поэтому, если заходит речь о деятельности субъекта или объекта, то надо вести анализ дифференцированно: отдельно исследовать деятельность субъекта и отдельно — деятельность объекта, так как они оба деятельны. А если субъект и объект берутся вместе, да еще дополняются другими “элементами”, то это уже не деятельность, а определенная форма взаимодействия. Кроме того, видимо, нелогично в структуре деятельности выделять в качестве особого “элемента” еще какую-то другую “деятельность” или “активность”. Деятельность не может включать самое себя в качестве структурного образования.

Конечно, структура социальной деятельности чрезвычайно сложна. Но, если попытаться выделить главное, то в конечном счете можно структурировать как минимум, по трем критериям: 1) удовлетворению основных социальных потребностей, 2) внешнему (экзотерическому) механизму осуществления, 3) внутреннему (эзотерическому) механизму осуществления .
Если брать в качестве критерия для классификации удовлетворение основных социальных потребностей, то в составе общественной деятельности можно выделить четыре основных формы: трудовую деятельность, рекриативную деятельность (отдых), бытовую деятельность и учебную деятельность. Они взаимно обуславливают и взаимно дополняют друг друга. Главной и определяющей среди них является трудовая деятельность. Она создала человека не только исторически. Реально каждый человек приобретает социальную значимость и необходимость только благодаря трудовой деятельности. Труд — основная форма человеческой деятельности.

Что же такое труд? Понятие “труд”  обычно используется в двух смыслах. В широком — для обозначения процесса, в котором человек своей деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. В этом смысле труд есть вечное естественное условие человеческой жизни и потому присущ всем ее общественным формам. Стало быть труд в широком смысле понимается как целесообразная деятельность человека по преобразованию природы в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей.  Очевидно, что такая общая характеристика применима лишь по отношению к трудовой деятельности человека вообще или человечества в целом.

Труд, как товар

В узком смысле понятие “труд” используется в условиях товарного производства для обозначения любой оплачиваемой человеческой деятельности. На получаемую за свой труд заработную плату люди приобретают необходимые материальные и духовные блага, обеспечивающие их существование. В данном смысле труд есть элемент общественно -необходимой товарной деятельности людей. Продавая труд в качестве товара они стремятся получить за него такое материальное вознаграждение, за счет которого можно было бы прожить. Понятие “труд” в узком смысле, по-существу, выступает синонимом понятия “рабочая сила”.

В условиях рыночных отношений труд, как и всякий товар, имеет двойственный характер. С одной стороны, он выступает как потребительная стоимость, то есть в своей конкретной форме — труд хлебороба, машиностроителя, учителя и так далее. В потребительной стоимости реализуется качество труда — специализация и уровень профессиональной подготовки работника, его мастерство, сноровка и др. С другой стороны, труд является носителем меновой или товарной стоимости. В труде как стоимости также заключен абстрактный человеческий труд. В последнем исчезают различия полезных видов труда, затраченных на формирование и воспроизводство данной рабочей силы. Величина стоимости труда также определяется количеством рабочего времени, общественно необходимого для его формирования (воспроизводства рабочей силы).

В качестве оплачиваемой общественной деятельности труд ориентируется на производство товаров и услуг для других. В отличие от этого отдых, быт и учеба человека ориентированы на удовлетворение по-приемуществу собственных (личных) потребностей. Правда, одну часть данных потребностей человек удовлетворяет за счет личной неоплачиваемой деятельности. Тогда как вторую — за счет оплачиваемого труда других людей. С ростом общественного и личного богатства все большую часть своих потребностей в отдыхе, быте, учебе, люди удовлетворяют за счет приобретения платных услуг, выполняемых наемными работниками. При ухудшении материального положения, снижении уровня жизни, наоборот, эти потребности удовлетворяются за счет собственной неоплачиваемой деятельности.

Если же брать внешний (экзотерический) механизм осуществления социальной деятельности, который напрямую и непосредственно связан с конечным результатом, то в самом общем виде по конечному результату в социальной деятельности можно выделить шесть связанных попарно сфер: производственную и непроизводственную, материальную и духовную, гуманитарную (называемую нередко не вполне корректно “социальной”) и негуманитарную. Эти пары не существуют изолированно друг от друга, а тесно переплетаются, но так, что каждая сохраняет свою специфику. В результате в производственной и непроизводственной сферах есть материальная и духовная, а также гуманитарная и негуманитарная сферы.  И, наоборот.

Действительно, материальное производство делится на производство людей и производство вещей, а духовное производство — на воспитание (духовное производство) людей и производство идей (общественного сознания). В материально-непроизводственной сфере аналогично можно выделить сферу обслуживания людей и сферу обслуживания людей и сферу обслуживания вещей, а в духовно непроизводственной — сферу духовного обслуживания людей и сферу обслуживания идей (например, дизайн обслуживает различные концепции техники).

Из сказанного очевидно, что, материальное и духовное производство людей, а также их материальное и духовное обслуживание образуют гуманитарную сферу, а материальное производство и обслуживание вещей вместе с духовным производством и обслуживанием идей образуют негуманитарную сферу. Нужно подчеркнуть, когда речь идет о производстве и обслуживании людей (материальном и духовном), то это предполагает не только  и не столько производство и обслуживание отдельного человека (что тоже важно), сколько производство и обслуживание определенных для каждого исторического периода социальных общностей (классов, наций, государств).

Характеристики социальной деятельности

Каждая из перечисленных сфер, в свою очередь, подразделяются на еще более мелкие или объединяется с другими и образует более крупные. Так, до сих пор в экономику включали лишь производство и обслуживание вещей.

Это вполне соответствовало буржуазной модели экономики, которая в качестве своей цели имеет рост капитала, обогащение. Производство и обслуживание людей   буржуазную политэкономию до последнего времени не интересовали.

Иначе должно быть в посткапиталистическом информционном обществе, экономика которого призвана иметь вполне выраженный гуманитарный характер. По самой своей природе она требует ориентиров, направленных на все более полное удовлетворение всесторонних потребностей людей. Поэтому новая экономика должна включать не только производство и обслуживание вещей, но также материальное производство и обслуживание людей.

Выделение указанных шести сфер социальной деятельности чрезвычайно важно для поддержания социального равновесия на любом этапе общественного движения. Дело в том, что ни одна из этих сфер не может получать существенных преимуществ в своем развитии, тем более на длительный срок. Между этими сферами всегда должно устанавливаться состояние равновеликости, равнозначности, социального баланса. Если этот баланс по каким-либо причинам нарушается, такое общество начинает лихорадить, иногда весьма значительно. Именно так произошло с советским обществом, которое в течении более 70 лет преимущественное внимание уделяло производственной сфере в ущерб всем остальным.

Особую важность для сущностной характеристики социальной деятельности имеет анализ ее внутреннего строения, выделение основных элементов, сторон, факторов и установление механизмов взаимодействия между ними. По внутреннему (эзотерическому) механизму осуществления в структуре общественной деятельности можно выделить, во-первых, два исходных элемента — актуальную деятельность и накопленную; во-вторых, две основных стороны — общественное сознание и практику; в-третьих, два фактора — социальную информацию и социальную организацию; наконец, в-четвертых, два регулятора — социальное управление и социальное дезуправление.

Структура социальной деятельности

 

Сущность и особенности социального управления

Механизм управления любой социальной деятельностью возникает во взаимодействии социальной информации и социальной организации. Социальная информация есть идеальное содержание деятельности, самостоятельно функционирующие в виде многообразных языковых систем. Например, чтобы подготовить законопроект, государственный служащий должен получить хотя бы минимальную информацию (знания, оценки, цели, нормы) о том, что нужно выразить в законопроекте. Знания, оценки, цели, нормы здесь — идеальный аналог того содержания деятельности, которую должен выполнить государственный служащий. В информации находят идеальное отражение социальные отношения (между человеком или природой или другими людьми), которые приводят к возникновению определенного результата. В государственной службе социальная информация — это знания, оценки, цели, правовые нормы, с помощью которых  регулируется жизнь общества.

Социальная организация — это совокупность общественных отношений, в которые вступают люди в процессе какой-либо общественной деятельности при взаимодействии с природой и друг с другом. Материальным выражением организации выступает любая социальная общность или относительно устойчивая группа людей, объединенная совместной деятельностью. Всякая социальная общность всегда дифференцируется по различным основаниям (критериям) на более мелкие группы, которые определенным образом взаимодействуют между собой. Эти группы выступают как части, стороны и элементы той или иной организации. Чтобы социальная общность могла функционировать, ей нужна социальная информация.

Таким образом, организация представляет собой совокупность предметных (материальных) частей, сторон и элементов социальной деятельности, а также необходимый порядок их расположения и связи. Стало быть, для организации характерны три признака: предметность (материальность); наличие частей, сторон и элементов; определенный порядок взаимодействия между ними. Именно взаимодействие между материальными частями, сторонами и элементами выступает результирующим признаком и сущностной характеристикой организации  и образует то, что мы назвали “совокупностью общественных отношений”. Она опредмечивает (материализует) информацию, делает возможной ее существование как целостной определенности.

Следовательно, информация и организация являются двумя неотъемлемыми факторами социальной деятельности и как таковые не существуют одно без другого. Поэтому они взаимно переплетаются и взаимно проникают друг в друга. Это означает, что информация всегда организована, а организация — информативна. Любая информация, возникающая в процессе деятельности , детерминирует соответствующую организацию. И, наоборот, любая организация, возникая и разворачиваясь, обуславливает выработку определенной информации. Без информации нет организации. В равной мере и без организации не сможет реализовываться никакая информация. Чем сложнее и квалифицированнее деятельность, тем сложнее и выше уровень ее информации и организации.

Единство социальной информации и социальной организации не снимает качественного различия между ними.

Социальная информация всегда по своей природе духовна (идеальна), тогда как социальная организация — материальна (предметна). Причем, данное различие имеет место в любой сфере социальной деятельности, то есть как в духовной, так и в материальной.

Находясь в органической взаимосвязи, информация и организация зависят друг от друга. Но эта зависимость неравнозначна. Определяющую роль во взаимоотношениях информации и организации играет информация. Организация возникает и становится не произвольно, а под непосредственным влиянием информации, под ее определяющим давлением. Какова информация, возникающая в процессе деятельности, такова и организация этой деятельности. Управление обычно проявляется как главная функция информации при взаимодействии с организацией.

Если информация играет определяющую роль по отношению к организации то это вовсе не значит, что организация ведет себя пассивно и всегда “послушно” следует за информацией. Наоборот, однажды возникнув под воздействием той или иной информации,  организация приобретает определенную самостоятельность и активно влияет на информацию. В чем конкретно появляется самостоятельность организации?

Эта самостоятельность проявляется, во-первых, в том, что организация, как правило, обладает большей устойчивостью, чем информация. Изменение информации не ведет автоматически к изменению организации. Новая информация в течении какого-то времени может функционировать в рамках прежней организации. Это происходит, например, при смене общественно-экономических формаций.

Во-вторых, организация обладает также способностью к спонтанному развитию или самоорганизации. Данный феномен привлек исследователей лишь в ХХ столетии, особенно с возникновением кибернетики и синергетики. Суть синергетического подхода может быть выражена в вопросе: как можно было бы перестроить (скомпоновать, “собрать”) части и элементы системы, чтобы она в целом функционировала надежно? Различные социальные общности, перестраиваясь и по-новому кооперируясь, создают системы с новыми свойствами. Например, введение в жизнь нашего общества нового элемента — президентского правления — с необходимостью привело к появлению особого аппарата государственных служащих — администрации Президента.

В-третьих, относительная самостоятельность организации выражается и в том, что она оказывает обратное воздействие на информацию. Это влияние бывает двух видов: организация или способствует развитию информации, или тормозит это развитие. Когда организация соответствует уровню и характеру информации, то она является главным двигателем развития; когда же не соответствует, она препятствует этому процессу.

Процесс упорядочения социальной деятельности

При взаимодействии с информацией, организация всегда выступает как материальная сторона социальной деятельности. Но в пределах каждой конкретной деятельности характер организации, ее дифференциация на материальную и духовную, всецело обуславливается характером этой деятельности. Если деятельность материальна (что определяется по ее результату), то и организация имеет материальный характер. Например, завод, строительный трест, сельскохозяйственное предприятие, как определенные социальные организации, вполне очевидно имеют материальный характер. Материальные организации могут воздействовать как на людей, так и на окружающую их природу. В том случае, если организация является стороной духовной деятельности, продукт который носит духовный характер, она духовна. Например, государство, церковь, школа и прочие. Даже если в деятельность последних включаются ЭВМ, различные машины и механизмы, то функционально данные организации все равно имеют духовный характер. Они могут воздействовать только на людей.

Социальное управление  возникает в процессе воздействия социальной информации на социальную организацию. Что представляет собой механизм социального управления, каково его строение? Воздействие социальной информации на социальную организацию обычно проявляется в выработке определенных программ, направляющих планов или нормативов, в соответствии с которыми и осуществляется преобразование социальной организации. Эти программы, планы, нормативы получили название управленческих или социальных норм, а процесс их выработки — социального нормирования.

Таким образом, социальное управление в первом приближении может быть охарактеризовано как нормирование (программирование) социальной информацией всех тех изменений, которые должны произойти в социальной организации. Оно проявляется в выработке конструктивных социальных норм, в которых задается определенный порядок преобразования связей между частями и элементами предметной основы социальной деятельности. Поэтому управление всецело зависит от социальной информации, повторяет ее сильные и слабые стороны. Какова информация, таково и управление процессом социальной деятельности.  Стало быть, в процессе социального взаимодействия и деятельности информация нормирует все изменения предметной организации. В этом, собственно, и состоит сущность социального управления.

Следовательно, социальное управление есть процесс упорядочения социальной деятельности, осуществляемы за счет выработки, принятия и реализации различных социальных норм. В качестве последних обычно выступают правовые и моральные нормы. Нередко аналогичную роль играют  также вырабатываемые людьми социальные оценки и цели. (Рис. 2.)

Рис. 2. Социальное управление как механизм воздействия социальной информации на социальную организацию.

Поскольку содержание социального управления сосредоточено в информации, а информация — это духовное отражение (идеальная копия) социальной деятельности, то оно (управление) имеет то же строение и специфику, какие свойственны социальной деятельности в целом. В силу этого управление выступает как определенная модель (образец) деятельности. Оно моделирует деятельность с тем, чтобы выработать для нее необходимые регуляторы.

Социальное взаимодействие

Если социальное взаимодействие приобретает перманентный (постояный)  характер, то социальные нормы, в свою очередь, приобретают силу необходимости. В таком случае механизм управления, состоящий из различных по объему норм, становится постоянным, а само управление — устойчивым и надежным, что ведет к формированию социальных законов (их не следует смешивать с государственными законами). Так называемые “объективные законы” общества оказываются на поверку ни чем иным, как необходимыми и повторяющимися управленческими нормами деятельности взаимодействующих социальных общностей. Именно поэтому они “управляют” всеми общественными процессами, обуславливают их развитие в определенных направлениях.

Важнейшим требованием ко всякому управлению деятельностью является наличие (установление) обратной связи, то есть регулярной информации о результатах деятельности. При управлении  с обратной (замкнутой) связью результат деятельности самым непосредственным образом влияет на продолжение этой деятельности. По мнению Н. Винера, обратная связь представляет собой “свойство, позволяющее регулировать будущее поведение прошлым выполнением приказов”.

В обществе под воздействием различного рода факторов не всегда удается сформировать механизм обратной связи или его формирование осуществляется несвоевременно. Особенно наглядно это видно на примере нашей многозвенной структуры управления народным хозяйством (например, во многих министерствах до сих пор используется четырех- и даже пятизвенная структура).  Это ведет к тому, что управление утрачивает свой сознательный (планомерный) характер, формируемые цели перестают соответствовать действительности, то есть оно становится стихийным.

Итак, социальная деятельность, какой бы она ни была, не может быть неуправляемой. Она обязательно включает в свой состав управление. В том случае, если управление рассматривается само по себе, как нечто самостоятельное, оно выступает уже как особая отрасль деятельности. Это есть деятельность по управлению или управленческая деятельность. В свою очередь, социальная информация и социальная организация также могут быть особыми видами деятельности в рамках какой — либо управленческой системы. Следует отметить, что в обществе понятия “информационная деятельность” и “организационная деятельность” имеют широкое распространение как в теоретической, так и в практической сферах социальной жизни.

В чем специфика социального управления? Во-первых, оно всегда упорядочивает  деятельность какой-либо общности людей и потому специализируется на выполнении таких функций, которые характерны для общности в целом. Будучи моделью деятельности этой общности, социальное управление вырабатывает общие нормы для всех индивидов, входящих в данную общность. В составе аппаратной (административной)  деятельности , например, оно устанавливает согласованность между индивидуальными работами, то есть определенным образом упорядочивает их в составе общей деятельности данного государственного органа.

Профессиональные и общественные начала

Во-вторых, социальное управление в условиях общественного разделения труда осуществляется специальными людьми, профессиональными управляющими (организаторами, руководителями, менеджерами). Данное обстоятельство в значительной мере затрудняет выяснение его социальных истоков, затушевывает его реальную природу. Отдельный работник сам управляет своей деятельностью, а для деятельности социальных общностей нужен особый орган управления, который и реализует на практике названные общие функции.
В-третьих, важнейшей особенностью социального управления является и то, что оно имеет духовный (идеальный) характер. Социальное управление разворачивается на основе общественного сознания и сохраняет всю его специфику.

Наконец, в-четвертых, как и социальная деятельность в целом социальное управление осуществляется специальными средствами. В той же мере, в какой нельзя смешивать характер социальной деятельности и характер социальных средств деятельности, нельзя смешивать характер социального управления и характер социальных средств управления. В обществе управленческие процессы могут осуществляться как духовными, так и материальными средствами. Социальное управление инвариантно относительно средств его осуществления.
Обычно в качестве средств управления выступают различные виды накопленного управления. При этом на социальном уровне в качестве средств управления могут использоваться и различные социальные общности. Так, государство в своей управленческой деятельности использует в качестве материальных средств армию, милицию, тюрьмы, а в качестве духовных средств — министерства, суд, прокуратуру, арбитраж и пр.  Данное различение управления и средств или органов управления чрезвычайно важно для правильного понимания характера деятельности тех или иных управленческих организаций.

Как соотносятся профессиональные и общественные начала в социальном управлении?

Жизнь, реальная практика свидетельствует, что эффективность социального управления во многом зависит от успешного соединения высокого профессионализма специалистов — управленцев и высокого уровня общественной управленческой самодеятельности населения. Это — два краеугольных камня, которые способны обеспечить успех всякого социального управления. Что они собою представляют? Каковы особенности их формирования и взаимодействия?

Профессионализм в социальном управлении означает, во-первых, выполнение управленческих функций работниками, которые имеют соответствующее высшее или среднее управленческое образование и для которых управление стало профессией, основным жизненным (социальным) занятием; во-вторых, замещение ими штатных должностей в органах социального управления и постоянное (повседневное) осуществление обязанностей, прав и ответственности, связанных с их должностным положением в системе социального управления; и, в-третьих, выплату им соответствующего вознаграждения за затраченный труд по управлению общественными делами.

Другими словами, профессиональные начала в социальном управлении выступают как требование решать все управленческие дела компетентно, на высоком технологическом уровне, на основе профессиональной подготовки работников, причастных к этому. Профессионализм всегда предполагает глубокие профессиональные знания, необходимые для всестороннего анализа возникающих проблем и выбора путей их разрешения с учетом особенностей управленческой деятельности в отдельных отраслях и сферах общественной  жизни.
Вполне естественно, что из этого вытекают особые требования к подготовке, подбору, расстановке и воспитанию управленческих кадров, к повышению их деловой квалификации, прохождению ими профессиональной управленческой карьеры. В России в настоящее время профессиональные начала активно внедряются в систему государственного управления,в управление государственными банками, другими кредитно-финансовыми учреждениями, промышленными, торгово-бытовыми с сельско-хозяйственными предприятиями.

Формы выражения

Общественные начала в социальном управлении связаны с гражданской активностью и порядком выполнения гражданами управленческих функций без управленческого образования, а также без занятия ими штатных должностей в каких-либо управленческих органах и, соответственно, без денежного вознаграждения за их полезную для общества деятельность.  Управленцы-общественники заняты в разных отраслях хозяйственной и культурной деятельности, а в свободное от основной работы время активно участвуют в отправлении управленческих фукций различными государственными и негосударственными структурами. Понятно, что выполнение функций социального управления на такой основе в силу закона общественного разделения труда не может быть постоянным и повседневным. Оно приобретает здесь иные формы систематического или разового участия граждан в управлении.

Общественные начала в социальном управлении опираются обычно на различные формы непосредственной и представительной демократии. Отсюда вытекает необходимость всемерного развертывания этих форм, широкого привлечения к постоянному участию в них все большего числа людей, к повышению их управленческих знаний и культуры. При этом, нужно подчеркнуть, что в общественных организациях, где преобладают демократические формы, также находит свое отражение принцип профессионализма (но, естественно, адаптированный к специфике данных организаций).

Как найти наилучшие пропорции реального объема работ по управлению, выполняемых на профессиональных и общественных началах?
Критериям оптимальности этой пропорции служат, во-первых, эффективность социального управления, то есть решение управленческих задач с наименьшими затратами общественного труда и времени, с наибольшими конечными результатами; и, во-вторых, его демократизация, то есть масштабы участия граждан в управлении и повышении их управленческой сознательности и компетентности, привития им навыков самостоятельного и умелого решения вопросов общественного значения.

Профессиональным и общественным началам в социальном управлении также свойственны институциональные формы выражения. Именно, институты, учреждения, а также социально-правовые нормы призваны опосредовать этот процесс повышения эффективности и демократизма социального управления.

Структура социального управления.

Структурирование социального управления пока что вызывает значительные трудности из-за отсутствия более или менее устоявшихся оснований (критериев). Различные авторы, в разное время пытались выделить то одни отрасли (виды) управления, то другие, то третьи. Предлагались для этого различные критерии. Но ничего определенного здесь пока не сложилось. Не претендуя на истину в последней инстанции, можно было бы предложить один из возможных вариантов подобного структурирования.
Поскольку социальное управление моделирует социальную деятельность, то его структура, видимо обуславливается, прежде всего, и главным образом, структурой социальной деятельности. Поэтому в составе социального управления целесообразно выделять следующие виды:

  1. стихийное социальное управление;
  2. сознательное социальное управление;
  3. социальное самоуправление;
  4. управление трудовой деятельностью (изучает “Организация труда”) ;
  5. управление рекреативной деятельностью (изучает “Организация отдыха населения”);
  6. управление бытовой деятельностью (изучает “Организация бытового обслуживания населения”);
  7. управление учебной деятельностью (изучает “Педагогика”);
  8. управление актуальной деятельностью;
  9. управление накопленной деятельностью (изучает “Культурология”);
  10. управление информационной деятельностью (изучает “Социальная информатика”);
  11. управление организационной деятельностью (изучает “Теория организации”, “Тектология”);
  12. управление производственной деятельностью (изучает “Менеджмент”);
  13. управление непроизводственной деятельностью (изучает “Менеджмент непроизводственной сферы”);
  14. управление  гуманитарной деятельностью;
  15. управление  негуманитарной деятельностью;
  16. управление политической деятельностью (изучает “Политология”);
  17. управление государственной деятельностью (изучает “Государствоведение”);
  18. государственное отраслевое управление;
  19. государственное территориальное управление (изучает “Регионоведение”)
  20. управление гражданским обществом;
  21. централизованное управление;
  22. децентрализованное управление.

Кроме того, социальное управление может дифференцироваться
по субъектам управления — на единоличное, коллегиальное, коллективное, общественное;
по времени осуществления — на стратегическое (долгосрочное), тактическое (среднесрочное) и оперативное (краткосрочное);
по формам осуществления — на письменное, устное и компьютерное.

Перечень основных видов

Даже этот, очень примерный (условный) перечень основных видов социального управления показывает, насколько сложной и пока мало изученной является данная область реальной действительности. В перспективе необходим обстоятельный научный анализ всех этих и других видов социального управления. В данной лекции мы остановимся, хотя бы коротко, на трех из них — стихийном управлении, сознательном управлении и социальном самоуправлении. Эти три вида социального управления выделяются одной общей особенностью — они являются базовыми видами социального управления, поскольку в той или иной форме включаются во все остальные виды социального управления.

Что представляют собой стихийное и сознательное управление в обществе?

Стихийное управление в обществе не следует понимать как такое, которое осуществляется без участия сознания. Сознание, как уже отмечалось, присутствует во всех видах социального управления и самоуправления. Дело здесь в другом.

Например, если управление всей экономикой не может быть охвачено единым планом из-за отсутствия устойчивых и надежных обратных связей, то это приводит в действие закон анархии производства. И поэтому такая экономика складывается стихийно как внутренняя, слепая естественная необходимость. А вот управление в пределах отдельного предприятия всегда осуществляется планомерно и подчиняется интересам его собственника, то есть сознательно, планово.
Следовательно, стихийное управление — это такое, когда субъективный механизм использования социальных законов не соответствует объективному механизму действия этих законов, когда социальные субъекты не знают (или плохо знают) законы деятельности своих объектов и не имеют качественных обратных связей, необходимой информации о деятельности этих объектов.

В отличие от стихийного, сознательное управление формируется обычно планомерно, на основе устойчивых и надежных обратных связей. Оно выступает как сознательное в том смысле, что люди регулярно получают достоверные сведения о результатах своей деятельности и знают, что надо исправить и улучшить в ней, чтобы новые результаты оптимально учитывали реальное положение вещей в мире. В этих условиях случайность (непредвиденное) теряет свою негативную власть над людьми и не оказывает сколько-нибудь значительного влияния на протекание событий, так как вырабатываемые нормы (программы) предусматривают основные варианты возможных отклонений. «Общественные силы, — отмечает Ф. Энгельс, — подобно силам природы, действуют слепо, насильственно, разрушительно, пока мы не познали их и не считаемся с ними. Но раз мы познали их, поняли их действие, направление и влияние, то только от нас самих зависит подчинять их все более и более нашей воле и с их помощью достигать наших целей. Это в особенности относится к современным могучим производительным силам».

До последнего времени сознательное управление выдавалось за исключительное достояние социализма. Конечно, здесь оно может достигнуть по сравнению с предшествующими обществами более высокого развития. Это касается и упорядочения общесоциальных процессов. Но различные формы сознательного управления имеют место и в докоммунистических формациях.  По словам        К. Маркса, это обуславливается тем, что «регулярность и порядок сами суть необходимый момент всякого способа производства, коль скоро он должен приобрести общественную устойчивость и независимость от простого случая или произвола».

Сфера стихийного регулирования

В свою очередь стихийное управление нередко рассматривалось как атрибут лишь досоциалистических обществ, наличие стихийных регуляторов при социализме, как правило, отрицалось. Однако, стихийное управление, как показала жизнь, имело место и при социализме. Мы так и не изучили в должной мере общество, в котором жили и трудились, не полностью раскрыли  присущие ему закономерности, особенно экономические. Поэтому порой вынуждены были действовать, так сказать, эмпирически,  весьма нерациональным способом проб и ошибок («методом тыка»). Судя по всему, стихийность нельзя полностью исключить из жизни любого общества (как нельзя исключить случайность из процессов развития). Можно добиться лишь того, чтобы она не оказывала решающего влияния в основных сферах деятельности.

Для того, чтобы максимально сузить сферу стихийного регулирования и свести к минимуму его отрицательные последствия, необходимо всячески улучшать процесс формирования надежных  обратных связей. Жизнь показывает, что в современных условиях роль обратных связей значительно возрастает, поскольку меняется характер развития экономики, соотношение между планом и рынком. При этом практика свидетельствует, что плановое управление, игнорирующее рыночные критерии и рыночный контроль, столь же неполноценно, как и рынок, не регулируемый планом. План не только не противоречит рынку, но становится достоверным и исполнимым только при использовании инструментов рынка. Сознательно направлять развитие общества в соответствии с реальными условиями и действующими законами можно, главным образом, на механизмах обратной связи, которые должны охватывать не только политические отношения и духовную жизнь общества, но и сам его фундамент — экономику, материально-производственную деятельность людей.

Именно сознательное отношение людей к своей жизни и деятельности способно вывести из под власти стихийных естественных и общественных закономерностей. Только всестороннее развитие духовного потенциала социальных индивидов может создать необходимые предпосылки для успешного решения задач построения нового информационного общества. По словам Ф. Энгельса, переход людей к сознательному регулированию своего общежития может быть сравним по своей значимости с  их переходом к производству вообще. Это будет качественный скачек, который поднимет социальных индивидов из царства слепой необходимости в царство подлинной свободы. Данный скачок, который по своему содержанию будет социальной революцией, ознаменует наступление «новой исторической эпохи», несущей людям все возможности для всестороннего развития и небывалых еще в истории успехов. Поэтому формирование новой сознательности у людей должно стать одной из первостепенных задач нашей повседневной деятельности.

Что представляет собой социальное самоуправление? Специфика  социального самоуправления состоит в том, что оно всегда связано с внутренними проблемами социальной общности, направлено на саму эту общность. Отсюда и появляется приставка «само» или «авто» (гр. àutos — сам). Никакого другого смысла в этом понятии нет.

Между управлением и самоуправлением имеется вполне очевидное различие. Оно выражается в том, что управление осуществляется «как бы со стороны», когда одна общность воздействует на другую и определенным образом упорядочивает ее деятельность. В отличие от этого самоуправление проявляется как такой процесс, который осуществляется не между отдельными целостностями, а внутри их. Министерство, например, не только управляет отраслью, но осуществляет и внутреннее упорядочение труда своих сотрудников.

Вместе с тем, всегда следует помнить, что грань между управлением и самоуправлением очень относительна. Все зависит от точки отсчета, то есть от того, что мы берем в качестве целостности. Фактически любой орган государственного управления осуществляет функции и управления (во вне, при взаимодействии с подчиненными органами), и самоуправления (внутри, при взаимодействии составляющих его сторон, частей и элементов). Само  собою разумеется, что характер и управления и, тем более, самоуправления на различных социальных уровнях чрезвычайно различны. Очевидно, что по мере усложнения форм деятельности, усложняются как управление, так и самоуправление.

Контрольные вопросы

  1. Что такое социальная деятельность? Какова ее структура?
  2. Каково место социального управления в составе социальной деятельности?
  3. Охарактеризуйте сущность и особенности социального управления.
  4. Как соотносятся профессиональные и общественные начала в социальном управлении?
  5. Какие структуры социального управления Вы можете  предложить?

Литература

Бахрах Д.Н. Основные понятия теории социального управления. — Пермь, 1978.
Граждан В.Д. Деятельностная теория управления. Учебное пособие по спецкурсу. — М., 1997.
Граждан В.Д. Деятельность и управление (социологический аспект). — М., 1990.
Общая теория управления. Курс лекций. — М., 1994.
Синергетика и социальное управление. — М., 1998 .
Слепенков И.М., Аверин Ю.П. Основы социального управления. — М., 1990.
Социальное управление. Словарь — справочник. — М., 1994.

Социальный эксперимент

Социальная практика, не опирающаяся на эксперимент, рискует обернуться большими несчастьями для народа; не меньше несчастий может произойти, если социальная практика становится одним большим экспериментом. Феномен эксперимента для социального управления – пробный камень на пути его превращения в теорию, науку. Однако его осмысление наталкивается на мощное сопротивление социального стереотипа последнего времени – поистине, обжегшись на молоке, дуем на воду. В специальной литературе по управлению, за редким исключением, исчезли публикации о социальном эксперименте. Многие политики, занимаясь экспериментом, не говорят об этом народу. Народ же осуществляет поражающие воображение стихийные эксперименты в борьбе за выживание, которые социальная наука не в состоянии ни понять, ни объяснить.
Тем не менее, благодаря усилиям ряда социологов, сумевших сохранить и обогатить социальный эксперимент в рамках социологии, а также устойчивому интересу к проблеме социального эксперимента уже нескольких поколений аспирантов, слушателей РАГС, появился огонек надежды на изменение ситуации. Попытаемся пройти свою часть этого пути.

План лекции

  • Эксперимент как метод познания.
  • Сущность, особенности, функции социального эксперимента.
  • Технология социального эксперимента.

Эксперимент как метод познания

Рождение эксперимента как научного метода связано, прежде всего, с именем Роджера Бэкона – средневекового английского философа и естествоиспытателя, преподавателя Оксфорда, монаха-франциканца и узника монастырской тюрьмы.

По Р.Бэкону, есть два вида опыта: внутренний – «озарение» (объект – бог); внешний – чувственное знание, открывающее тайны природы. Схоластической дедукции, построенной на догмах, авторитете, необходимо противопоставить метод познания, основанный на эксперименте и математике.

Чувственный опыт стал исходным пунктом познания для знаменитого пизанца – Галилео Галилея. Но опыт дает достоверное знание только планомерным реальным или мысленным экспериментированием. Галилей стал одним из основоположников экспериментально-теоретического естествознания. Сконструировав телескоп, он открыл горы на Луне, солнечные пятна, спутники Юпитера, т.е. был получен вывод о единстве земных и небесных явлений.

Современник Галилея Френсис Бэкон, английский философ, лорд-канцлер при короле Якове, стал родоначальником методологии опытной (экспериментальной) науки. Создатель доктрины «естественной» философии, базирующейся на опытном познании («знание – сила»), явился и автором философского осмысления эксперимента, первой классификации эксперимента (мыслительный эксперимент; натурный эксперимент). Ф.Бэкон предложил реформу научного метода: очищение разума от заблуждений человеческого ума («идолов» или «призраков»), обращение к опыту и обработка его посредством индукции, основа которой – эксперимент. По Ф.Бэкону, плодоносные опыты направлены на ближайшие результаты, но упускают причины; светоносные опыты сами по себе пользы не приносят, но содействуют открытию причин и аксиом – источников новых практических открытий и изобретений.

Метод познания

Этот краткий экскурс в историю эксперимента позволяет сделать относительно его некоторые выводы.
Эксперимент (от лат. experimentum) – чувственно-предметная деятельность в науке, метод познания, с помощью которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.

Основное назначение (функция) эксперимента – проверка теории, точнее – гипотез, ибо теория проверяется совокупной практикой. Эксперимент дает не только описание состояния или изменений объекта, но и объяснение причин изменений.

Виды эксперимента:

  • качественный эксперимент (есть или нет то или иное качество, предсказанное гипотезой, теорией);
  • измерительный эксперимент  (количественная определенность свойств объекта);
  • мысленный (мыслительный) эксперимент (проверка гипотез, создание теоретической модели экспериментальной ситуации);
  • лабораторный эксперимент;
  • полевой (натурный) эксперимент;
  • естественнонаучный эксперимент;
  • эксперимент в обществознании (социальный), разновидностью которого может быть эксперимент в науках о человеке, в том числе – личной тектологии.

При всех достоинствах эксперимента, он может стать основанием для облегченного понимания мира и управления в этом мире. На это обращает внимание И.Р.Пригожин: Галилей и те, кто пришел после него, разделяли убеждение в том, что наука способна открывать глобальные истины о природе. Постижение глобальных истин возможно с помощью локального экспериментирования. Простейшие явления, изучаемые наукой, при таких взглядах становятся ключом к пониманию природы в целом. Сложность природы была провозглашена кажущаяся .

Способ преодоления подобных заблуждений – саморефлексия самой науки, в том числе науки управления, преодоление ее собственной «пагубной самонадеянности».

Сущность, особенности, функции социального эксперимента

Истоки социального эксперимента связаны с именем Роберта Оуэна, английского социального утописта, как мы его обычно называли. Однако он в течении 30 лет был блестящим управляющим прядильной фабрики в Нью-Ленарке (Шотландия), то есть профессиональным «управленцем». Будучи человеком думающим глубоко, он пришел к мысли: чтобы изменить человека, надо изменить условия его жизни. Так родился эксперимент по созданию социальных условий на предприятии (социальный эксперимент), продолжившийся затем в создании опытных коммунистических колоний в США (Новая Гармония) и Великобритании.

Хотелось бы отметить знаменитый хоторнский эксперимент Элтона Мейо и его коллег на предприятиях компании «Вестерн-Электрик» (США). Осуществление по рекомендации социологов (мы бы сказали сегодня – социальных технологов) ряда социальных и социально-психологических мероприятий, затронувших условия труда, отношения в коллективе, неформальную организацию, позволило значительно повысить производительность труда без особых финансовых затрат.

Советский Союз, Россия не оставались в стороне от этой экспериментальной задачи. Широко известны социально-педагогические эксперименты А.С.Макаренко. Еще свежи в восприятии некоторые экономические эксперименты. В 1952 году под Семипалатинском был проведен экспериментальный ядерный взрыв, объектом которого были строения, военная техника, животные; через четыре года пошла в атаку 27 Мотострелковая дивизия сразу же после экспериментального ядерного взрыва под Тоцком. Поскольку Россия, как известно, страна с непредсказуемым прошлым, ее экспериментальный опыт требует специального и глубокого осмысления.

Приведенные примеры позволяют подойти к классификации социального эксперимента. Обозначим некоторые виды социального эксперимента, получившие обоснование в специальной литературе:

  • социологический
  • социально-психологический
  • социально-экономический
  • правовой
  • социально-технический
  • социально-педагогический
  • социально-управленческий

Остается дискуссионным вопрос о социально-политическом эксперименте как научном методе. В словарях последнего времени появилось понятие «инновационный эксперимент».

Классификация
социальных экспериментов
(по П.А.Вихалемм)

Основания для классификации

Разновидности экспериментов

Характер объекта и предмета исследования Социологические, экологические (хозяйственные), педагогические, правовые, социально-психологические и т.п.
Реальные (натурные)
на генеральной совокупности
на натурной модели (выборке)
Мысленные
на математической модели
другие приемы экспериментального анализа ранее собранной информации
«экс-постфактум»
Специфика поставленной задачи Научные
теоретические
методические
Прикладные
Проективные
созидательные
Ретроспективные
Однофакторные
Многофакторные
Характер экспериментальной ситуации Контролируемые
Неконтролируемые
Лабораторные
Полевые
активно направленные
естественные
Логическая структура Параллельные
Последовательные

Итак, социальный эксперимент – способ внедрения в жизнь новых форм социальной организации и оптимизации теории и практики социального управления. Его смысл – в искусственном построении социальной ситуации с целью получения нового знания, обогащающего социальную практику.

Методологические основания социального эксперимента

  • Социальный эксперимент опирается на концепцию социального детерминизма. Отсюда –
  • Выделение значимых переменных (определяющих факторов) –доминантный поиск.
  • Отслеживание по фактору с помощью причинных зависимостей (как фактор влияет, создание ситуации).

Методология эксперимента
(по А.А.Богданову)
«Человек сам создает сообразно своей задаче определенную комбинацию условий и затем наблюдает ее результаты»
«… Научный эксперимент

  • выражается в создании определенной, специальной комбинации условий,
  • дает знание и предвидение определенных специальных ее результатов».

Эксперимент, экспериментальный план представляет собой единство теоретической и практической социальной деятельности, и, прежде всего, той ее части, которая называется социальное управление. Результат социального эксперимента – рекомендации социальной системе, социальные решения, причем этот результат далеко не всегда можно предсказать.
Чтобы результаты социального эксперимента как формы социальной практики могли быть использованы в качестве критерия истины, он должен соответствовать определенным требованиям: «во-первых, требуется достичь внутренней валидности эксперимента – уверенности в том, что именно изучаемый фактор, а не какой-либо иной, является причиной зарегистрируемого изменения. Во-вторых, требуется достичь внешней валидности – уверенности в том, что полученные выводы можно распространять на внеэкспериментальные ситуации, что выявленная зависимость является закономерной для аналогичных условий».

Содержание и процедуры социального эксперимента обусловлены:

  • социальными потребностями;
  • теорией социального управления;
  • состоянием управленческой практики;
  • правовыми и моральными нормами общества.

Особенности и ограничители (пределы)

социального эксперимента:

  • главный критерий социального эксперимента – реальное улучшение организации жизнедеятельности, управления социальными процессами;
  • эксперимент – естественная форма и компонент социальной жизни, осмысление социальной ситуации, создание экспериментальной ситуации для перевода социальной ситуации в новое состояние;
  • превращение объекта в субъект эксперимента, включение исследователя в экспериментальную ситуацию;
  • сложность организации социального эксперимента. Социальный объект порождает дополнительные требования к эксперименту, обладает памятью. Аккумулирующее действие зависимых переменных ограничивает экспериментальную переменную. Многомерность социальной детерминации, использование принципа “не навреди”. Необходимость комплексного подхода;
  • ограниченный характер эксперимента;
  • обеспечение выхода из экспериментальной ситуации;
  • необходимость научной и общественной экспертизы.

Масштаб эксперимента

— от общесоциетального (социум) до первичной социальной ячейки – семьи.

Особенности управленческого эксперимента

  • эксперимент захватывает все этапы управленческого цикла (подготовка и принятие решений, организация исполнения, оценка эффективности и др.);
  • ядро управленческого эксперимента — персонал управления, управленческие структуры, управленческие отношения.

Функции социального эксперимента

  • познавательная (открытие новых связей, отношений, способов социальной организации);
  • управленческая;
  • самоорганизации;
  • воспитания (убедить сомневающихся) и др.

Технология социального эксперимента

В ряду социальных технологий технология социального эксперимента занимает особое место в силу, во-первых, сложности и значимости, и, во-вторых, явно недостаточной разработанности. Несомненно сказывается и отсутствие на нее социального заказа, хотя социальный эксперимент мог бы стать фактором снижения риска при принятии управленческих решений.

Технология социального эксперимента получила свое осмысление в социологической науке, прежде всего благодаря которой, как мы уже отметили, и сохранился социальный эксперимент в сознании ученых и людей, читающих их научные труды. Логика экспериментального анализа, предложенная Дж.Стюартом Миллем в XIX веке, по-прежнему в арсенале социологической технологии: устанавливается связь между двумя (или больше) рядами событий (гипотетические причины) и с событием как возможным следствием причинных факторов. И хоть известны сомнения самого Милля о возможности научного экспериментирования в социальной области из-за трудностей выравнивания многочисленных переменных, современные социологи оптимизма не теряют.

На основе гипотетической модели изучаемое социальное явление описывается как система переменных, среди которых выделяется независимая переменная (экспериментальный фактор), подчиненная управлению экспериментатором и выступающая в качестве гипотетической причины определенных изменений в зависимой переменной. Неэкспериментальными переменными являются свойства и отношения, имеющие существенное значение для изучаемого явления, но так как их влияние в данном эксперименте не исследуется, оно должно быть нейтрализовано (изолировано или поддержано константным).

План эксперимента (логическая схема построения эксперимента) обычно включает:

  • образование или изыскивание двух равных по своим основным показателям групп
  • создание или поиск определенной ситуации
  • изложение и сравнение зависимой переменной до и после введения экспериментального фактора
  • измерение неэкспериментальных переменных

Автор считает возможным предложить читателю своеобразную технологическую матрицу – алгоритм социального эксперимента.

Алгоритм социального эксперимента

  • Выдвижение идеи, обоснование, построение гипотезы (научное предположение).
  • Разработка концептуальной модели эксперимента:
  • выделение фактора, определяющего экспериментальную ситуацию (независимой переменной);
  • выделение зависимого фактора (группы следствий);
  • определение критериев оценки эксперимента (проверка гипотезы);
  • определение условий эксперимента.
  • Разработка   программы   эксперимента (цель,    задачи,   объект, субъект, продолжительность, этапы, алгоритмы, результаты).
  •  Выбор и подготовка объекта и субъекта эксперимента. (В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы – контрольная и экспериментальная, в последовательном – анализируется одна и та же группа, сначала – в роли контролирующей, затем – экспериментальной; экспериментальный объект подвергается причинным изменениям; контрольный объект (эквивалентный) этим изменениям не подвергается. Лучше иметь несколько контрольных объектов. Выбор рабочей группы и подготовка рабочей группы экспериментаторов.
  • Разработка конкретного плана действий.
  •  Реализация экспериментальной программы (создание экспериментальной ситуации; решение экспериментальных задач; накопление опыта).
  • Измерение (сравнительный анализ) независимой и зависимых переменных в динамике (эмпирическая фиксация исходного и последующего состояний экспериментальных объектов).
  • Контроль и корректировка эксперимента.
  • Предварительная оценка итогов эксперимента.
  • Вывод объекта из экспериментальной ситуации.
  • Осмысление  и   теоретическая   интерпретация   итогов  эксперимента (Подтверждение гипотез, прогноз, разработка теории).
  • Разработка научных рекомендаций.

Контрольные вопросы:

  • Чем отличается социально-научный эксперимент от «передового опыта»?
  • Каковы условия и пределы социального эксперимента?
  • Какова логика (алгоритм) социального эксперимента?

Литература
Бэкон Ф. Новый Органон // Собр. Соч. Ч. 2. – Л. – М., 1938
Аверин А.Н. Социальный эксперимент и его роль в управлении. Уч. пособие. – М., 1986
Кейзеров Н.М. Социальный эксперимент как метод социального исследования // Опыт и методика конкретных социальных исследований. – М., 1965
Копнин П.В. Эксперимент и его роль в познании // Вопр. философии. ­– 1955. – № 4
Куприян А.П. Методологические проблемы социального эксперимента. – М., 1971
Куприян А.П. Проблема эксперимента в системе общественной практики. – М., 1981
Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – М., 1980
Летер Р. Этические и теоретико-познавательные аспекты экспериментальной медицины // Эксперимент. Модель. Теория. – М. – Берлин, 1982
Раббот Б.С. Проблемы эксперимента в социальном исследовании. – М., 1970
Слепенков И.М. Эксперимент в социальном управлении // Социальная работа и социальное управление. VI Межд. Соловецкий форум. – Архангельск, 1994
Социологическое исследование: методы, методика, математика и статистика. Словарь-справочник. – М., 1991
Хагуров А.А. Социальный эксперимент: логико-методологические и социальные проблемы. – Ростов-на-Дону, 1990
Ядов В.А. Социальный эксперимент как метод проверки научной гипотезы // Социологическое исследование: методология, программа, методы. – Самара, 1995
Яцкевич С.А. Социальный эксперимент и научное управление обществом. – Минск, 1984