Исследование самоорганизации в социальной сфере средствами понятийного аппарата синергетики — часть 5

Синергетический подход к исследованию социальной динамики значим в плане решения задачи, которая формулируется как «поиск узкого пути между глобализацией и сохранением культурного плюрализма» (И. Пригожин). Он позволяет по новому подойти к выбору стратегий коммуникации и управления социальными системами, особенно в условиях нестабильности. Благодаря своему междисциплинарному характеру, теория самоорганизации может рассматриваться также как исходное основание для кросскультурной коммуникации.

В заключении хотелось бы отметить, что синергетический подход к проблемам социальной динамики представляется вполне обоснованным, несмотря на то, что является нетрадиционным. В его понятийном аппарате нет многих привычных для языка классической парадигмы социальной философии терминов. Так, при исследовании коммуникации не затрагиваются аспекты погруженности коммуникации в структуры языка, а при исследовании управления не затрагивается тема власти. В наших работах показаны преимущества и границы системно-функционального подхода в исследовании коммуникации и управления. Н Луман его применил в построении теории общества. При обсуждении данного вопроса, который касается выбора исследовательской программы, затрагиваются самые сложные моменты в современном философском дискурсе, поэтому уместно сослаться на авторитетное мнение Ю. Хабермаса. В своей книге «Философский дискурс о модерне» он очень высоко оценивает вклад Н. Лумана, заложившего основу общей теории общества. Он отмечает, что системная теория вносит свой специфический вклад, при этом спор между объективистами и субъективистами снова теряет остроту. «В этой теории субъектцентрированный разум сменился системной рациональностью. При этом критика разума в форме критики метафизики и власти лишается своего предмета…Возможно, сформированная языком интерсубъективность и аутореферентно закрытая система являются ключевыми понятиями в полемике, которая заменяет сегодня обесцененную проблематику духа и тела» [1]

Литература:

  1. Черникова И.В. Философия и история науки. – Томск.: НТЛ., 2001.
  2. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. – М.: Весь Мир, 2003.

[1] Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. – М.: Весь Мир, 2003. С.390.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.