О синергетическом подходе к построению современной онтологии — часть 9 — Разумеется, общие закономерности …

Разумеется, общие закономерности, выявленные в ходе изучения природных систем, не могут не быть свойственны и системам антропо-социо-культурным – ведь сложное включает в себя простое, сверх-сложное — сложное и т.д., но строение, функционирование и развитие более сложных систем не сводится к аналогичным свойствам систем более простых. Ибо сложноорганизованная система является не суммой составляющих ее элементов, не их совокупностью, а их системной связью, что и придает ей органическую целостность, целое же – на чем была основана концепция холизма – «больше, чем сумма его частей». Поэтому различная степень сложности систем определяется не только и не столько количеством их подсистем, элементов и частей, но характером их взаимосвязи, тем контекстом целого, в котором каждая его часть занимает особое место и взаимодействует особым образом с другими его частями. Это становится предельно очевидным при сопоставлении таких систем, как животное и человек: одни и те же, казалось бы, анатомические, физиологические и психологические элементы (способы передвижения, питания, размножения, работа мозга, звуковые средства коммуникации) в действительности качественно различаются, ибо у животных они расположены на одном – биологическом – уровне, а у человека биология «снимается» культурным и социальным уровнями его целостного бытия; тем самым, подобная многоуровневая система является уже не «сложной», а «сверхсложной», т.е. элементы которой взаимосвязаны не только «по горизонтали», но и «по вертикали» — природное с сверхприродным, биологическое с социо-культурным, физиологическое с психологическим и нравственным. Понятно, что простое распространение на данный класс систем законов, управляющих природными процессами, оказывается разочаровывающе-непродуктивным, неинформативным; это и приводит традиционно-мыслящих гуманитариев к решительному отказу от обращения к помощи природознания, и в былых его формах, и в современных, что неизбежно ведет к такому противопоставлению социокультурной формы бытия и биологической, духовного и материального, которое не позволяет увидеть их генетическую и функциональную связи и тем самым порождает идеологию современного религиозного «креационизма», пытающегося опровергнуть дарвинизм с помощью… Библии.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.