О синергетическом подходе к построению современной онтологии — часть 5 — Характерно и появление такого философского …

Характерно и появление такого философского исследования новых проблем теории познания, как книга В.А.Лекторского об отношении неклассической эпистемологии к классической[1] и размышления ряда историков и философов о становлении новой парадигмы – постнеклассической. Приведу и объяснение одного из самых крупных современных ученых академика Н.Н.Моисеева, почему он, представитель наиболее конкретно-точной и одновременно абстрактно-отвлеченной науки — математики, принимает участие в разработке таких, философских по сути концепций, как теория систем, теория самоорганизации, синергетика (сам он предпочитал называть это «направление мысли» всеобщим эволюционизмом[2] – потому, писал он, что назрела систорическая необходимость современной науки изменить свою методологическую ориентацию. Представляется знаменательным и то, что автор вышедшего уже в начале нашего века учебного пособия «Философия науки: традиции и новации» Т.Г.Лешкевич, подчеркнула: проблемы синергетики являются «весьма актуальными в современных научных дискуссиях и исследованиях последних десятилетий», что их осмысление находится сейчас «в центре внимания философии науки» и что именно на ее миропонимании основывается эвристика «как универсальная установка, санкционирующая поиск и решение проблем в условиях неопределенности»[3]. В этой связи уместно вспомнить, что вышедший в 1995 г. в Санкт-Петербурге первый выпуск Ежегодника «Гуманитарий» имел эпиграфом приобретшую парадигмальное значение библейскую формулу «…время разбрасывать камни и время собирать камни», и именно в таком ключе большинство авторов опубликованных в нем статей, в их числе и автор этих строк, рассматривали методологические проблемы современной науки.

Закономерно, что в наше время, как и на предыдущих этапах истории познания человеком мира «научные революции» начинались в сфере естествознания и затем осмыслялись философски как общая для всей познавательной деятельности человека гносеологическая – или эпистемологическая, как предпочитают называть ее на Западе – методологическая программа, причем задачу эту решали сами теоретически мыслящие ученые, не дожидавшиеся более замедленной реакции профессиональных философов на открытия наук; во всяком случае, осмысление методологических принципов познания мира, в отличие от разработки методов познания своего предмета каждой частной наукой, выводит методолога за пределы конкретной области знания и становится философской по своему теоретическому масштабу проблемой. Примечательно в этой связи суждение одного из крупнейших ученых прошлого века А.А.Любищева: «Широко распространенным недостатком многих специалистов-биологов является неосознание тех философских и методологических постулатов, которые лежат в основе их теоретических представлений»[4]. Суждение это, несомненно, справедливо не только для биологической науки.


[1] Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М., 2001.

[2] Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. – М., 2001. С. 11 — 13.

[3] Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. – М., 2001. С. 352 – 353.

[4] Любищев А.А. Наука и религия. – СПб., 2000. С. 216.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.