О синергетическом подходе к построению современной онтологии — часть 2 — Другим оппонентом М.Хайдеггера …

Другим оппонентом М.Хайдеггера стал его соотечественник Н. Гартман, критиковавший его трактовку бытия за субъективирующее сведение содержания данного понятия к «здесь-бытию» – пресловутому Dasein, а одновременно и аналогичные по смыслу “теорию предметности” А. Мейнонга и «метафизические первоначала” М.Шелера, поскольку ни у кого из них «не нашел разработки подлинной онтологии», т.е. такой, которая была бы основана на признании «безразличия существующего к любому способу его познания и того или иного обращения с ним субъекта»[1]. Особого внимания заслуживает в данной связи тот факт, что сведение онтологии к учению о бытии и полное исключение из ее категориального пространства небытия оказалось свойственным не только материалистам и позитивистам, но и самому Н.Гартману, который, ссылаясь на Аристотеля, исходил даже «не из “бытия”, а из “существующего”», при этом «остранняя» стершееся значение данного понятия его удвоением: «существующее как существующее», иначе говоря, «существующее как таковое», ибо «бытие» и «существующее» различаются так же, «как истина и истинное, действительность и действительное, реальность и реальное»[2]; (в оригинале различие первой пары категорий звучит столь же выразительно, как и всех других, потому что в немецком языке у слов “бытие” и “существующее” тот же корень, и эта пара понятий имеет, соответственно, такой вид: “Sein – Seiendes”; однако заменить здесь в русском переводе «бытие» «сущим» нельзя – в нашем категориальном аппарате модальность этих понятий различна). Весьма серьезные разногласия были и у М.Хайдеггера с его учителем Э.Гуссерлем[3].


[1] Hartmann N. Zur Grundlegung der Ontologie. Vierte Aufl. B., 1965, S.V11.

[2] Hartmann N., op. cit., S. 37-38.

[3] См.: Молчанов В.И. Онтология и обоснование феноменологии у Гуссерля и Хайдеггера. // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. – Рига, 1988.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.