Но в силу того, что рассмотрение феномена не даёт нам знания о вещи самой по себе и мы не можем судить о реальности причинных взаимосвязей и всякого другого всеобщего, тогда как точно знаем, что наше представление о нём возникает в силу специфики устройства человеческого разума» то поэтому приоритет Кантом отдаётся пониманию человека как умопостигаемого и свободного от всеобщих взаимосвязей ноумена. В этом понимании человека как ноумена и рассматриваются все практические положения кантовской философии. Вследствие этого, человек как нравственное, практическое существо выпадает из всеобщей сети взаимосвязей и взаимозависимостей мира и оказывается в сфере безусловного, независимого от опыта, что даёт Канту лишь почву для спекуляций.
1 Кант И. Критика чистого разума. С. 579.
2 См.: указ. соч. С.572-575.
3 См.: Кант И. указ. соч. С.570-584.
Тем не менее, Кант замечает, что поступки человека имеют одинаковую мотивацию, исходящую из общей природы человеческого разума, а значит и нормы человеческого поведения должны быть для всех едины, иметь общую основу. Исходя из того, что человек в себе самом находит значимость другого человека, Кант приходит к формулировке того всеобщего правила, которым должен руководствоваться каждый в своём поведении, — категорического императива: «…поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»1. Или: «… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему как к средству» .
Таким образом, Кант открывает общезначимость воли каждого человека, в воле каждого находит всеобщее значение и, тем самым, вплотную подходит к пониманию взаимообусловленности всей совокупности взаимодействующих воль в обгцестве, что является предпосылкой понимания объективно-всеобщего в человеке.
В целом Канту не удалось уйти от дуализма своей философии, в связи с этим его представление о природе всеобщего и причастности к нему человеческого бытия оказывается весьма противоречивым. Категорично не отрицая причастность человека к объективно-всеобщему, фактически, он, тем не менее, развивает представление о человеческом бытии как обособленном от объективных взаимосвязей и законов мира. Человек, по Канту, не способен судить о существовании объективно-всеобщего, а потому рассматривается в отрыве от него. В основе такого представления лежит парадигма механического взаимодействия абсолютно твёрдых тел, в силу чего между познающим субъектом и объективным миром образуется непроходимая пропасть. В то же время, сформулированный Кантом категорический императив является шагом вперёд в понимании проблемы объективнои всеобщего, поскольку улавливает взаимообусловленность действий индивидов.
1 Кант И. Критика практического разума//Соч мнения: В 6 т. М., 1963-66., Т. 4. Ч. 1. С. 261.
2 Кант. И. указ, соч. С. 270.
39