Наталия ДЕМИДОВА — соискатель кафедры государственно-конфессиональных отношений РАГС
По мере приближения Великой Отечественной войны к победоносному завершению высшее руководство Советского Союза все более стало склоняться к либерализации своей, до того жесточайшей, вероисповедной политики. К этому госаппарат подталкивали очевидные факты: активная патриотическая позиция религиозных организаций в борьбе против фашистских захватчиков и то, что на оккупированной территории верующие нередко пользовались той религиозной свободой, которой не было на пространстве, контролируемом Красной армией. Кроме того, нельзя было не обращать внимания на давление союзников по антигитлеровской коалиции.
Инструментом реализации обновленной политики государства, в частности в отношении православия, должен был стать Совет по делам Русской православной церкви (РПЦ) при Совете министров СССР с его аппаратом уполномоченных в республиках, краях и областях страны, созданный в сентябре 1943 года. Возглавил Совет полковник КГБ Г.Г. Карпов.
Начали с избрания патриарха и воссоздания епископата церкви, который к сентябрю 1943 года насчитывал всего четыре действующих архиерея.
На 1 января 1947 года имелось уже 66 архиереев. Всего в СССР существовало 83 епархии, 17 епархий оставались незамещенными, а потому некоторые архиереи временно управляли 2-3 епархиями.
На 1 января 1948 года в РПЦ имелось 3 митрополита, 24 архиепископа и 42 епископа, всего архиереев — 69 человек, из них 52, или 74,3%, стали епископами с 1941 по 1947 гг. [1].