Фихте избрал в своем наукоучении для изложения прин­ципа …

Фихте избрал в своем наукоучении для изложения прин­ципа своей системы форму основоположений, о неудобстве ко­торой говорилось выше. Первым основоположением является абсолютное полагание «Я» самим собой, «Я» как бесконечное полагание, вторым является абсолютное разделение «Я» и «Не-Я» и распределение бесконечной сферы между делимым «Я» и делимым «Не-Я». Эти три абсолютных основоположения представляют собой три абсолютных акта «Я». Из данной сово­купности абсолютных актов непосредственно следует, что эти акты и основоположения суть лишь относительные, или, по­скольку они входят в конструкцию тотальности сознания, иде­альные факторы. Тождество «Я» = «Я» имеет в этой позиции, где оно противоположно другим абсолютным актам, лишь зна­чение чистого самосознания постольку, поскольку оно проти­вопоставлено эмпирическому. Оно как таковое обусловлено аб­страгированием от эмпирического, и в той мере, в какой второе и третье (основоположение) являются обусловленными, в той же мере обусловленным оказывается и первое основоположе­ние; уже большинство абсолютных актов свидетельствует не­посредственно об этом, хотя их содержание совершенно не из вестно. Совершенно не обязательно, чтобы равенство «Я» = «Я», абсолютное себя полагание, было понято как нечто обуслов­ленное; напротив, выше мы видели его в его трансценденталь­ном значении как абсолютное (не только как рассудочное) тож­дество. Но в этой форме, в которой [тождество] «Я = Я» уста­навливается как одно основоположение из многих, оно не име­ет никакого другого значения, кроме значения чистого само­сознания, которое противопоставляется эмпирическому — как значение философской рефлексии противопоставляется обы­денной.

Эти идеальные факторы чистого полагания и чистого про- тивополагания могли бы быть положены только для нужд философской рефлексии, которая, хотя она исходит из перво­начального тождества, начинает, чтобы описать истинную сущ­ность этого тождества, как раз с изложения абсолютно про­тивоположных и связывает их в антиномию — единственный способ представления абсолютного рефлексией с тем, чтобы тотчас удалить абсолютное тождество из сферы понятий и представить его в качестве тождества, которое не абстраги­руется от субъекта и объекта, а конструирует их тождество. Это тождество не следует понимать так, что чистое полагание самого себя и чистое противополагание суть оба деятельность одного и того же «Я».

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.