Ложным тождеством является причинное отношение …

Ложным тождеством является причинное отношение между абсолютом и его явлением, ибо в основе этого отношения ле­жит абсолютная противоположность. В нем содержатся обе противоположности, но в различном ранге, их объединение насильственно: одно подчиняет себе другое, одно господствует, другое зависимо от него. Единство получается вынужденным только в относительном тождестве; тождество, которое долж­но быть абсолютным, является неполным. Система становится догматизмом — реализмом, если абсолютизируется объектив­ность, или идеализмом, если абсолютизируется субъектив­ность,— вопреки своей философии, если обе произошли из истинной спекуляции, что, впрочем, более сомнительно у пер­вой, чем у второй.

Чистый догматизм, являющийся философским догматизмом, остается и по своей тенденции в этой противопоставленности имманентным: отношение казуальности, в своей полной форме как взаимодействие, влияние интеллектуального на чувственное или чувственного на интеллектуальное, является господствую­щим в нем принципом. В последовательном реализме и идеа­лизме этот принцип выполняет лишь подчиненную роль, хотя внешне он кажется господствующим, и в первом субъект по­лагается как продукт объекта, во втором — объект как продукт субъекта; но каузативное отношение в своей сущности сни­мается тем, что продуцирование является абсолютным проду­цированием, продукт — абсолютным продуктом, т. е. он не су­ществует иначе как только в продуцировании, не положен как нечто самостоятельное, существующее до и независимо от про­дуцирования [процесса его получения], как при чисто каузаль­ном отношении, формальном принципе догматизма. В послед­нем оно является положенным «А» и одновременно неполо­женным «А», т. е. «А» является только абсолютным субъектом и А=А выражает только рассудочное тождество. Хотя фило­софия в своем трансцендентальном деле пользуется каузальным отношением, «В», являющееся противоположенным субъекту, является по своему противоположному бытию (Entgegengesetz­sein) всего лишь голой возможностью и остается абсолютно возможностью, т. е. оно есть лишь акциденция. А истинное спекулятивное отношение, отношение субстанциональности, является под видом принципа причинности трансцендентальным принципом. Формально это может быть выражено следующим образом: истинный догматизм признает оба основоположения: «А=А» и «А=В»; но они продолжают оставаться рядом друг с другом, не подвергаясь синтезированию. Он не видит, что здесь налицо антиномия, а тем самым и [не видит] необходи­мости снятия имеющихся противоположностей. Переход от од­ной к другой с помощью отношения причинности есть един­ственный возможный для него неполный вид синтеза.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.