ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ СОЗЕРЦАНИЕ

Поскольку спекуляция рассматривается со стороны голой рефлексии, постольку абсолютное тождество является в синтезе противоположностей, то есть в антиномиях. Правда, относитель­ные тождества, на которые разделяется абсолютное, суть огра­ниченные и существуют поэтому лишь для рассудка и не анти- номичны. Но вместе с тем они в силу тождества не являются чистыми понятиями и должны быть тождествами, потому что в философии ни одно из положенных не может находиться вне отношения к абсолютному. С точки зрения этого отношения, да­же любое ограниченное является [относительным] тождеством и постольку антиномичным для рефлексии. И это — негативная сторона знания, формальное, управляемое разумом, разрушает само себя. Кроме этой негативной стороны, знание имеет и по­зитивную сторону, а именно — созерцательную. Чистое знание, т. е. знание без созерцания, есть уничтожение противоположно­стей в противоречии. Созерцание без этого синтеза противопо­ложностей является эмпирическим, данным, лишенным со­знания (bewußtlos). Трансцендентальное знание объединяет оба, рефлексию и созерцание; оно и понятие, и бытие одновременно. Благодаря тому, что созерцание становится трансценденталь­ным, тождество субъективного и объективного, которые разде­лены в эмпирическом созерцании, входит в сознание (ins Bewu­ßtsein tritt); знание, становясь трансцендентальным, полагает не только понятие и его условие — или антиномию обоих, субъ­ективное,— но и одновременно объективное·, бытие.

В философском знании созерцаемое есть [результат] деятель­ности интеллекта и природы, сознания и бессознательного одно­временно. Оно принадлежит обоим мирам одновременно, иде­альному и реальному: идеальному, будучи положенным в ин­теллекте, а тем самым и в свободе; реальному, получая свое место в объективной тотальности, дедуцируется как круг в цепи необходимости. Став на точку зрения рефлексии, или свободы, первым будет идеальное, а сущность и бытие лишь схематизи­рованным интеллектом; с точки зрения же необходимости, или бытия, мышление есть лишь схема абсолютного бытия. В транс­цендентальном знании оба объединены, бытие и интеллект; трансцендентальное знание и трансцендентальное созерцание суть одно и то же: различное выражение свидетельствует только о преобладании идеального или реального фактора. Глубочай­шее значение имеет произнесенное с такой серьезностью утвер­ждение о том, что без трансцендентального созерцания невоз­можно философствование. Что означает философствовать без созерцания? [Это значит] растворяться бесконечно в абсолютных конечностях. Если эти конечности суть субъективные или объек­тивные, понятия или вещи, или происходит переход от одного вида к другому, то философствование без созерцания происхо­дит над бесконечным рядом конечностей, и переход от бытия к понятию и от понятия к бытию является неоправданным скач­ком. Такое философствование называется формальным, ибо вещь и понятие каждое по себе суть только формы абсолютного. Оно предполагает разрушение трансцендентального созерцания, абсо­лютную противоположность бытия и понятия, и если оно говорит о безусловном, низводит себя вновь, например, в форме идеи, противопоставленной бытию, до некоего формального. Чем луч­ше метод, тем ярче результаты. Для спекуляции конечности суть радиусы бесконечного фокуса, который их излучает и который одновременно образуется ими. В них положен фокус, а в фокусе положены они. В трансцендентальном созерцании снята всякая противоположность, уничтожается всякое различие конструкции универсума с помощью и ради интеллекта и его кажущейся не­зависимой организации, созерцаемой как объективное. Процесс получения знания этого тождества есть спекуляция, а так как идеальность и реальность едины в ней, то она есть созерцание.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.